Сегодня ипотека стала одной из самых обсуждаемых в обществе тем.
О том как сохранить существующие темпы строительства нового жилья и какие ставки по ипотечным кредитам должны быть, чтобы построенные квартиры успешно реализовывались, рассуждают и законодатели, и представители исполнительной власти, и бизнесмены, и многочисленные эксперты.
– Однако они упорно не хотят замечать, что предметом их жарких дискуссий остаются вопросы, касающиеся исключительно коммерческой застройки. Тогда как глобальные проблемы, касающиеся выполнения государством своих обязательств по оказанию помощи гражданам в предоставлении жилья, по-прежнему остаются нерешенными, - заявил заместитель Председателя Центрального совета Партии пенсионеров Андрей Широков.
«Надо понимать, что промышленное строительство новых домов ведется только в 300 городах из 1117 существующих в настоящее время в России. Эти цифры говорят только о том, что бизнес строит там, где может успешно продать новые квартиры, а не там, где люди годами ждут улучшения жилищных условий простые граждане.
Если проанализировать данные официальной статистики, то можно увидеть, что в прошлом году произошло расселение из аварийного жилья площадью 2,7 млн кв. метров, что помогло 162 тысячам человек переехать в новое жилье.
Однако масштабы проблемы, зафиксированные Центром развития территорий (бывшим Фондом ЖКХ), свидетельствуют о том, что общее количество аварийного жилья составляет 27 млн кв. метров.
Очевидно, что при нынешних объемах ликвидации аварийного жилья данная программа может растянуться на десятилетия.
Не следует забывать и том, что количество аварийного жилья имеет ярко выраженную тенденцию к увеличению, значительно опережающему темпы расселения.
Еще одной социально значимой проблемой остаются обязательства государства по обеспечению жильем детей-сирот, чье количество составляет на сегодняшний день примерно 291 тысячу человек.
Важно отметить, что данная проблема постоянно находится в центре внимания Партии пенсионеров.
Как мы знаем, согласно плановым показателям государству надо было передать детям-сиротам 208 626 квартир. Причем 23-летнего возраста уже достигли 87600 человек, а значит они должны были получить полагающиеся им квартиры еще 5 лет назад.
Элементарные арифметические действия показывают, что выполнение и этой программы рискует растянуться на десятилетия. По оценкам экспертов для своевременного выполнения обязательств государства перед детьми-сиротами требуется примерно 500 млрд рублей.
Не менее острой представляется и проблема предоставление жилья по социальному найму. Согласно данным Росстата в очереди на получение жилья стоят 2181000 человек. Если мы умножим этот показатель на 4, что составляет среднее количество членов семей, то получим цифру, свидетельствующую о том, что в настоящее время более 8,5 млн российских граждан признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Понимая, что рост нуждающихся опять-таки опережает темпы предоставления квартир по социальному найму, можно предположить, что и эта программа рискует затянуться на долгие годы.
«Поэтому возникает естественный вопрос, а для кого возводятся миллионы квадратных метров нового жилья? Если для богатых, то мы в праве сказать, что они должны позаботиться о себе сами. А государство, в первую очередь, призвано выполнять положения статьи 40 главного документа страны – Конституции России, обязывающую публичную власть обеспечивать нуждающихся граждан жильем либо бесплатно, либо за доступную плату».
По мнению Андрея Широкова законодателям следует задуматься над тем, а почему, когда только началась приватизация, никто не объяснил людям, что в дальнейшем они будут нести ответственность за капитальный ремонт и платить налоги за свою собственность.
В связи с этим еще один важный момент касается налогов, поступающих в федеральный бюджет от граждан, владеющих недвижимостью.
Так, на сегодняшний день в стране примерно 37 млн приватизированных квартир и 2 млн самостоятельных комнатных владений. Исходя из этих данных, легко посчитать, что налоговые поступления в федеральный бюджет по этой статье составляют цифру, приближающуюся к 1 трлн рублей.
«А может быть будет правильнее эти значительные средства адресно пустить на исполнение государственных функций по обеспечению нуждающихся граждан социальным жильем и расселению аварийного жилого фонда?», - заявил Андрей Широков, подытоживая свой комментарий.