На главную

Андрей Широков: "В обязательном порядке отказаться от примитивного тестирования в виде ЕГЭ"

Заместитель Председателя Центрального совета Партии пенсионеров, доктор юридических наук Андрей Широков принял участие в публичной дискуссии, посвященной обсуждению вопросов влияния Болонской системы на уровень подготовки выпускников высших учебных заведений и поиску путей: что следует сделать в первоочередном порядке для восстановления программ, существовавших в советской школе.

В своем выступлении Андрей Широков отметил, что истоки существующих проблем следует искать прежде всего в средней школе. Установив в качестве единственного критерия уровня знаний тестовую систему под названием ЕГЭ, мы до предела упростили процедуру поступления в ВУЗы:

– Получилось так, что сегодняшним абитуриентам не надо сдавать вступительные экзамены, а достаточно подать свои документы сразу в несколько ВУЗов и дождаться положительного ответа, хотя бы от одного из них. Надо понимать, что в условиях значительного сокращения бюджетных мест, учебные заведения готовы зачислять студентов даже с самыми минимальными проходными баллами. Лишь бы они были готовы оплачивать свое обучение.

Посмотрите, что только незначительное количество ВУЗов, таких, как МГУ, Бауманка смогли сохранить вступительные испытания, а остальные обязаны принимать всех, кто пожелает у них учиться.

Могу сослаться на свой недавний опыт работы в высшей школе и подтвердить, что уровень подготовки большинства абитуриентов стал значительно ниже того, что было при традиционной системе обучения в средней школе.

Поэтому в качестве первого рецепта восстановления прежнего потенциала высшей школы могу порекомендовать в обязательном порядке отказаться от примитивного тестирования в виде ЕГЭ и вернуть модель прежней системы поступления в ВУЗЫ на основе профильных вступительных экзаменов.

Далее Андрей Широков обратил внимание участников дискуссии на сильно упрощенный характер современных программ и методик обучения. Если в прежние годы в течение первых двух курсов закладывались основы знаний по общим предметам – философия, история, математика, физика, то с третьего курса начиналось углубленное изучение предметов по специальности.

В итоге, за 5-6 лет обучения студент не только формировал свое мировоззрение, но и получал фундаментальные знания по выбранной им профессии.

Сегодня из этого практически ничего не осталось. Оказалось так, что выпускники-бакалавры не могут занять определенные места без прохождения магистерских программ. А значит они получили некий неполноценный вариант диплома о высшем образовании. Соответственно, возникает вопрос: а кому нужны такие выпускники? Поэтому, возрождая специалитет, мы гарантируем всем выпускникам равные возможности не только в объеме полученных знаний, но и в дальнейшем получении работы.

Затем Андрей Широков напомнил, что главным аргументом при вхождении в Болонскую систему было желание добиться признания российских дипломов за рубежом. За эти годы мы увидели, что продолжить обучение за рубежом прежде всего смогли только дети обеспеченных родителей, тогда как подавляющее большинство российских бакалавров этой возможности не имели. Поэтому с полным основанием можно заключить, что и идея о взаимном признании дипломов оказалась блефом.

Конечно, задумываясь о восстановлении прежней системы подготовки кадров в высших учебных заведениях, нужно в обязательном и первоочередном порядке решить вопрос с возрождением престижа профессии вузовского преподавателя.

Из истории мы хорошо помним, что и в царской России, и в СССР оклады преподавателей высшей школы были одними самых высоких. Плюс существовали дополнительные возможности заработка за счет работы с аспирантами, участия в научных исследованиях, просветительских лекций по линии общества «Знание».

Понимая это, молодежь после окончания ВУЗа нередко стремилась остаться на кафедре, поскольку осознавала, что у нее появляются перспективы для дальнейшего роста. А сегодня средний возраст преподавателей ВУЗов колеблется на уровне 60 лет.

Завершая выступление, Андрей Широков подчеркнул, что, начиная с 2016 года, именно Партия пенсионеров неустанно заявляла о необходимости скорейшего выхода из Болонской системы и восстановлении программ и методик обучения, наглядно показавших свою эффективность в советские времена. Жизнь доказывает нашу правоту.