На главную

Андрей Широков: современные школьники не учатся – они вынуждены зубрить варианты тестовой системы

– Партия пенсионеров абсолютно солидарна с позицией ряда российских парламентариев, в очередной раз заявивших об ошибочности единого государственного экзамена, - отметил заместитель Председателя Центрального совета Партии пенсионеров Андрей Широков.

На протяжении многих лет мы неустанно повторяем, что современные школьники в реальности не учатся в классическом смысле слова: они вынуждены готовиться к сдаче ЕГЭ, то есть зубрить варианты тестовой системы.

Если раньше ребенок вначале интенсивно готовился к сдаче выпускных экзаменов и вынужден был изучать предметы, по которым эти экзамены проводились, то теперь, избрав уже в старших классах свой будущий путь, школьник зачастую совершенно не уделяет внимание тем предметам, которые, как он думает, ему в дальнейшем не пригодятся.

А после завершения обучения в школе просто отправляет справку о полученных балах в различные вузы.

Партия пенсионеров считает, что действующая система ЕГЭ, упрощая некоторые бюрократические процессы, особенно опасна тем, что не предусматривает творчество и вариативность мышления. На поставленный в тесте вопрос принимается только один ответ – он же считается правильным. Все остальные варианты ответов на задачу изначально признаются неверными.

Именно из-за этого во многом исчезает главный элемент развития сознания ребенка, стоящий перед любым учебным заведением: научить человека учиться, и, соответственно, мыслить.

В подтверждение сказанного, хочу напомнить положения знаменитого доклада, подготовленного в 1959 году ведущими экспертами Североатлантического блока НАТО и достаточно объективно раскрывающего главные причины того, почему советская система образования за очень короткий временной отрезок стала надежным фундаментом для обеспечения доминирующего положения страны по всем основным направлениям мировой науки и техники.

Прежде всего, они отмечали фундаментальность образования и то, что рост количества обученных специалистов и ощутимый технологический прогресс достигаются не за счёт «поверхностных» действий.

В своем докладе они подчеркивали, что математика в СССР самая престижная область знания. Она взаимно обогащает разные дисциплины и способствует междисциплинарному обмену идеями. Занятия математикой в школах приветствовались и поощрялись. Для старшеклассников проводились конкурсы и олимпиады на всех уровнях - от городского до национального. Одарённых молодых людей рано выявляли и способствовали их дальнейшему обучению.

Аналогичный подход, по мнению натовских экспертов, обеспечивал передовые позиции и в области физики, и химии.

В итоге наши оппоненты сделали вывод о том, что, если не выходит изобрести более эффективные методы, чем использует Советский Союз, значит, нужно заимствовать и адаптировать советский опыт.

И что им оставалось делать? Пятидесятые - семидесятые годы прошлого века стали периодом, когда российская цивилизация, опираясь на достижения советской средней и высшей школы, не только в духовной, но и в технологической сфере впервые обошла англо-американскую, создав современное ядерное оружие и запустив первого человека в космос.

К сожалению, данную задачу - адаптации и воспроизведения русского и советского педагогического опыта, в настоящее время приходится ставить заново.

Мы убеждены, что нельзя в угоду количественным показателям лишать молодое поколение возможности овладевать всем богатством научного познания, до бесконечности упрощая содержание образования и поэтому следует в полном объеме использовать непревзойденный опыт советской средней и высшей школы.