Памятная доска, некогда красовавшаяся на стенах флагмана отечественного автомобилестроения Завода имени И.А.Лихачева и свидетельствующая о том, что 1 ноября 1924 года там был собран первый отечественный грузовой автомобиль АМО Ф-15 оказалась выброшенной на свалку.
– Безусловно, для нашей Партии, прекрасно осознающей уникальную роль производственных гигантов, возведенных в советское время, очень больно смотреть на то, как предприятия, по праву считавшиеся самой прочной основой для поступательного развития страны, превращаются по недомыслию современных финансовых «стратегов», насаждающих либеральные экономические догмы, в груду мусора, - заявил заместитель Председателя Центрального совета Партии пенсионеров Андрей Широков.
Если вспоминать историю создания ЗИЛа, то идея его строительства возникла еще в 1914 году. Показательно, что на тот момент весь автомобильный парк нашей страны, включающий в себя и грузовые, и легковые автомобили не превышал 5 тысяч. Причем подавляющее большинство из них были иностранного производства.
Начавшаяся в том году первая мировая война сразу же продемонстрировала, что без наличия современной техники – автомобилей, тягачей, броневиков, очень сложно вести успешные боевые действия.
Поэтому уже летом 1916 года состоялась закладка первого камня в основание будущего автогиганта. Однако революция и гражданская война не позволили реализовать этот масштабный проект.
Воплотить в жизнь задуманное удалось только в 1924 году, когда было принято решение использовать имеющиеся производственные мощности для выпуска полуторатонных грузовиков АМО Ф-15.
Показательно, что уже 7 ноября 1924 года в годовщину Октябрьской революции по Красной площади проехали 10 первых отечественных грузовых автомобилей.
Дальнейшие темпы развития автогиганта с полным основанием можно сравнить со скоростью полета космической ракеты. Так, в 80 годы прошлого столетия ЗИЛ выпускал по 200 тысяч автомобилей ежегодно.
К этому времени на ЗИЛе было задействовано 2 миллиона квадратных метров производственных площадей, свыше 45 тысяч единиц технологического оборудования, более 90 комплексно-механизированных цехов и участков, 400 автоматических линий, более 800 поточно-механизированных линий, сотни километров транспортных конвейеров.
– Анализируя все стороны деятельности ЗИЛа следует отметить, что помимо производственных показателей он обеспечивал постоянной работой с достойной заработной платой примерно 120 тысяч человек. По сути, это был «город в городе» со своим жилыми районами, комбинатом питания, учреждениями здравоохранения (поликлиника и больница), образования, культуры и спорта (ДК ЗИЛ, стадион «Торпедо», ФОК), - подчеркнул Андрей Широков.
Самого большого уважения заслуживает опыт ЗИЛа по подготовке персонала. Как мы помним завод готовил рабочих и инженеров на базе собственного профессионально-технического училища, автомеханического техникума, а также знаменитого Завода-ВТУЗа.
– К сожалению, сегодня мы видим, что примитивный бухгалтерский расчет при оценке эффективности инвестиций признал абсолютно бесполезным уникальный опыт предшествующих поколений наших соотечественников, сумевших за короткий срок построить передовую экономическую державу, гарантирующую своим гражданам достойный труд и комфортные условия для жизни, - отметил Андрей Широков.
В результате этого, на месте бывшего промышленного гиганта сегодня построен жилой комплекс, а тысячи профессионально подготовленных людей, ранее работавших на ЗИЛе, были вынуждены переквалифицироваться в лучшем случае в малопонятных менеджеров.
Следует признать, что судьба ЗИЛа не единична. Только в Москве ликвидированы такие промышленные гиганты, как станкостроительные заводы «Красный пролетарий», имени Серго Орджоникидзе, 2-й часовой завод и многие другие.
– Но если в Москве бывшие сотрудники этих завода еще могут освоить новую профессию и найти работу, то судьба тех, кто трудился на градообразующих предприятиях за пределами столицы, значительно печальнее.
Закрытие предприятий, определявших в советское время полноценное и эффективное территориальное развитие, привело к тому, что люди потеряли не только квалифицированную и высокооплачиваемую работу, но и лишились из-за этого возможности получать новые квартиры, лечиться в современных больницах и поликлиниках, проводить свободное время в комфортных домах культуры и клубах.
На практике оказалось так, что, отказавшись от проверенных временем источников пополнения бюджета, эффективно сформировать новые пока не удалось. И в наибольшей степени этот дефицит ощущается именно в решении социальных вопросов, - подчеркнул Андрей Широков.
– Понимая эти проблемы, Партия пенсионеров неустанно заявляет о необходимости восстановления промышленного потенциала страны с упором на производственную группу А (производство средств производства).
Исторический опыт недавнего прошлого убедительно доказывает, что только эффективная промышленная политика может обеспечить неуклонное и поступательное развитие страны, а также рост доходов и максимально возможное решение социальных вопросов, - подытожил свой комментарий Андрей Широков.