На главную

Андрей Широков: закон о КРТ только усугубил недостатки реноваций

– Сегодня мы видим, что закон о Комплексном развитии территорий (КРТ), многие положения которого аргументированно критиковались специалистами еще на этапе его разработки и принятия, не преодолел, а усугубил некоторые самые существенные недостатки ряда имевших место реноваций - заявил заместитель Председателя Центрального совета Партии пенсионеров Андрей Широков.

Еще в 2020 году мы отмечали, что некоторые правовые и административные модели, добавляющие существенные преференции для региональных властей, будут в той или иной степени неизбежно распространяться по всей стране.

Однако наделение чиновников дополнительными полномочиями содержит и риски свести на нет все существующие документы, касающиеся территориального планирования (генпланы, правила землепользования и застройки и др.), а также может в ряде случаев привести к настоящему административному диктату на местах.

По прошествии трех лет мы видим, что благодаря закону о КРТ отдельные чиновники получили шанс в буквальном смысле «зачищать» территорию исторических центров некоторых российских городов. Методика здесь достаточно простая. Нередко лоббируя интересы коммерческих застройщиков, заинтересованных в постройке новых торговых площадок в наиболее удобных для них местах, чиновники признают аварийными дома, способные простоять после капитального ремонта еще не один десяток лет. Что касается жителей этих домов, то им, как правило, предлагается нищенская компенсация, на которую, как говорят в народе, «даже сарай не купишь».

Когда этот закон принимался, Партия пенсионеров предупреждала законодателей о необходимости системного анализа данного документа и с точки зрения коррупционных рисков. Даже для сторонних наблюдателей было понятно, что в результате принятия закона в предлагавшейся редакции у недобросовестных бизнесменов и чиновников появится большее количество соблазнов решить судьбу домов, которые могут ещё спокойно существовать не один десяток лет.

Однако механизмы межведомственного анализа и утверждения планов реновации, парламентского контроля и прокурорского надзора за данными процессами, участия жителей и общественности в решении столь жизненно важных для тысяч людей вопросов так и оказались не вписанными в данный законопроект.

Сегодня мы увидели, как благодаря этому решению законодателей в ряде регионов стали активно развиваться схемы вполне возможно носящие признаки коррупционности. Показательно, что в сложившихся обстоятельствах прокуратура реагирует на подобные случаи только тогда, когда поступает заявления от жителей, не согласных с решением муниципальной власти о признании дома аварийным, то есть когда решение уже принято.

Что касается сносимых домов, то в ряде случаев на практике это происходит не в зависимости от состояния здания, как это предусматривает закон, а зачастую по некому, неизвестному общественности алгоритму. Поменять волну сноса, в которую попал дом, в реальности уже почти невозможно. Это подтвердят жители многих городов, уже попавшие под комплексное развитие территорий.

Анализируя то, как в регионах воплощается закон о Комплексном развитии территорий, мы видим, что на практике, к сожалению, не исчезли и некоторые другие проблемы, ранее связанные с реновацией. Это касается и автомобильного трафика, и отсутствия развития дорожной инфраструктуры в местах, где строятся новые дома.

Многие вопросы остаются к дворовым территориям, по которым зачастую невозможно свободно подойти к подъездам. Там пытаются ставить различные колышки, положить более высокие бордюры или создавать другие препятствия, чтобы жители машины не ставили. Но вместе с тем чаще всего все дворы у нас переполнены, что во многом является следствием градостроительных ошибок.

Значит, никто так и не поменял отставшие от жизни правила проектирования в эпоху XXI века, в эпоху активного пользования автомобилей даже людьми со средним доходом.

В целом я убежден, что для исключения коллизий при включении многоквартирных домов в существующие программы следует как можно скорее законодательно зафиксировать наше предложение о том, что многоквартирный дом состоит не из отдельных квартир с их государственной регистрацией, а представляет собой единый объект недвижимости (квартиры - нежилые помещения - общее имущество - земля) с определением его балансовой и восстановительной стоимости, с государственной регистрацией, в том числе земельного участка, на котором расположен дом.

Только в этом случае собственники и наниматели жилых помещений смогут на равных отстаивать свои права в диалоге с чиновниками, ответственными за реализацию программ по развитию территорий, - подытожил Андрей Широков.