Одним из главных Наказов, подготовленных Партией пенсионеров кандидату на должность Президента Российской Федерации В.В.Путину, является предложение о необходимости как можно скорее отказаться от навязанных отечественной системе образования чуждых и не эффективных организационных форм и методов обучения.
Необходимо, как говорится в наказах, опираясь на лучшие образцы российской и советской педагогической школы, достижения современных учебных технологий, сохраняя неразрывное единство обучаемого и обучающегося, воспитания и обучения, отказавшись от десятилетиями навязываемой учителям бюрократии и ненужной отчетности, накопившегося груза всевозможных «научных рекомендаций» и «форсайтов» зарубежных консультантов, нередко подготовленных за огромные бюджетные средства организациями, не имеющими никакого реального отношения к школьной педагогике, в течение ближайших десяти лет завершить разработку и построить современную, эффективную и перспективную модель действительно отечественной средней и высшей школы середины двадцать первого века.
Актуальность и востребованность подобной постановки вопроса для нас абсолютно очевидна. Вот уже третье десятилетие подряд мы видим постоянное и зачастую совершенно неэффективное реформирование нашей системы образования. Причем строится оно по «классическим» лекалам монетаристских либеральных теорий, ориентирующихся исключительно на тривиальную экономию расходов, а не на достижение стратегических задач построения достойного будущего нашей страны и формирования молодого поколения, способного его обеспечить.
Наглядной иллюстрацией сказанному можно считать и многочисленные недостатки действующей в общеобразовательной школе системы ЕГЭ, и двухступенчатую модель подготовки в высших учебных заведениях.
По нашему мнению, горе-реформаторы, внедрившие печально известный ЕГЭ, излишне увлеклись упрощением бюрократических процедур при поступлении в ВУЗы. Но при этом напрочь забыли о том, что абсолютизируя примитивную тестовую оценку уровня знаний они одновременно с этим во многом лишили школу возможности выполнять свою главную функцию - формировать в учениках сознание, основанное на творчестве и вариативности мышления.
Оценивая, так называемые «реформы» в системе высшего образования, мы видим, что единственным основанием для их осуществления стали услужливое копирование зарубежной модели и пресловутая «экономия» бюджетных средств. Действительно, статистика свидетельствует о том, что довольно значительное количество нынешних студентов ограничивается обучением по программам бакалавриата, продолжающимся 4 года, а затем отказываются от последующего перехода в магистратуру. Но каков при этом уровень их знаний? Ведь в советское время не напрасно рассчитывали срок именно в 5–6 лет обучения в ВУЗе. Считалось, что за этот период выпускник получал необходимую квалификацию.
Наряду с очевидными организационными и управленческими просчетами, следует обратить внимание и на то, что на протяжении тридцати с лишним лет в российскую педагогику не менее активно и фактически насильственно насаждались совершенно чуждые классической отечественной школе концепции и теории, которые объективно не воспринимались российской педагогической системой.
Причем именно российская педагогическая система традиционно в течение нескольких столетий была в числе лучших и самых передовых в мире.
Как можно развивать новомодные образовательные учения, не учитывая опыт великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, призывавшего сделать русские школы русскими, а не французскими.
Или опыт Льва Семеновича Выготского, убежденного, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед и нацеленной на развитие.
Следует помнить и о том, что выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко обосновал принцип, согласно которому личность может формироваться только в труде и в процессе совместной деятельности в коллективе.
И, наконец, уникальный опыт Василия Александровича Сухомлинского, сформулировавшего систему воспитания счастливого человека. Причем не успешного, а именно счастливого, потому что счастливый человек неминуемо будет успешным.
Отрадно, что в течение всего периода существования нашей Партии как одной из старейших политических партий России в числе ее активных членов и сторонников всегда были яркие представители учительского и педагогического сообщества, преданные своей профессии и горячо переживающие за судьбы российской средней и высшей школы. Глубоко понимая проблемы отечественного образования, упорно превращаемого в тривиальную сферу услуг.
Партия пенсионеров предлагает вспомнить и воссоздать основополагающие принципы классического образования, достигшего подлинного расцвета именно в советское время.
Как партия мудрых людей мы отказываемся считать устаревшим тот формат образования, который прошел испытание временем и в течение многих веков давал обществу великих мыслителей, ученых и высокообразованных граждан.
Мы убеждены, что именно классическое образование не только передает знания, но и формирует в человеке творческое мышление, развивает аналитические способности и воспитывает гражданскую ответственность. Эти ценности, несмотря на любые технологические изменения, всегда были и будут считаться ключевыми для формирования цельных личностей.
Для нас принципиально важно, что основа классического образования – это его фундаментальность.
В связи с этим хочу напомнить современным сторонникам ЕГЭ, что советская школа, в отличии от нынешней зацикленности на минимуме назначенных для изучения предметов, наоборот, стимулировала в школьниках потребность осваивать весь объем знаний.
Так, начиная с 70 годов прошлого столетия, при поступлении в высшее учебное заведение учитывался средний балл аттестата, сформированный на основе сданных экзаменов или итоговых результатов по большинству предметов, изучаемых в школе – от русского языка до химии и физики. И чем он был выше, тем больше оснований было у абитуриента для поступления в ВУЗ.
Следует помнить и о том, что система среднего образования эффективно дополнялась внеклассным обучением. Для школьников на бесплатной основе работали многочисленные кружки, где они могли не только расширить свои знания, но и воплотить свои замыслы на практике.
Не менее эффективно была построена работа по выявлению наиболее одаренных детей. Многие из моих ровесников прекрасно помнят, что в те времена для старшеклассников проводились конкурсы и олимпиады по большинству предметов. Причем это делалось на всех уровнях - от городского до национального.
Говоря о преимуществах классического образования в системе высшего профессионального образования хочу привести пример из собственной жизни. В середине 70-х годов я окончил Московский авиационный технологический институт (МАТИ) имени Константина Циалковского, где получил квалификацию инженера-механика по специальности двигатели летательных аппаратов. Тогда это был один из самых авторитетных и уважаемых ВУЗов страны, в котором, опираясь на достижения советской научной и педагогической системы, готовили специалистов для работы в авиационной и космической отраслях.
Уровень знаний и навыков, полученных мною и моими коллегами в МАТИ, позволил нам сразу же после его окончания начать активно работать в одном из ведущих профильных НИИ и, одновременно, на предприятиях космического комплекса, приступить к разработке и испытаниям одного из элементов двигателей советской многоразовой транспортной космической системы «Буран».
Безусловно, ключевыми предметами были математика и физика. Помимо изучения их в качестве отдельных дисциплин, они принципы пронизывали все остальные технические дисциплины, включая и знаменитый сопромат, и основы конструирования, и многое другое.
Оценивая ныне свой жизненный опыт, должен подчеркнуть, что не менее важным даже при обучении в техническом ВУЗе было и изучение гуманитарных предметов, дисциплин общественного цикла. По прошествии времени могу с полным основанием сказать, что знания по истории, философии и экономике, полученные в стенах института, затем оказали мне весьма значительную пользу в понимании окружающего мира, организации работы с людьми.
Не менее ценным было и то, что все теоретические занятия обязательно подкреплялись регулярной практикой на ведущих предприятиях отрасли. Даже дипломный проект мы выполняли на основе конкретных научно-производственных задач. Иными словами, классический принцип обучения «от теории к практике и опять к теории» получал абсолютно реальное воплощение в деятельности основных элементов системы высшего профессионального образования.
Еще один важный момент, положительно отличающий систему классического образования от новомодных педагогических веяний, о котором обязательно следует сказать, касается признания единства и целостности процессов обучения и воспитания.
Причем речь идет не только о школьном образовании, а обо всех этапах обучения. Уверен, что многие мои сверстники хорошо помнят, что студенческая группа никогда ранее не была просто механическим объединением обучающихся. Она всегда формировалась как социальная единица, создающая широкий простор для различных форм социального общения и межличностных коммуникаций. Мы всегда вовлекались в разнообразную общественную жизнь и уверен, что без этого студенческая жизнь была бы значительно ущербнее.
Столетиями российское образование формировало человека-гражданина, гуманиста и патриота Отечества. В нашей культуре образование неизменно рассматривалось как основа для формирования чувства социальной ответственности и гражданской позиции. Долг образованного человека в России всегда видели в служении обществу, в деятельности, направленной на улучшение жизни нашего народа, способствующей развитию культуры и повышению индустриальной мощи нашей страны.
Поэтому, основываясь на разработанной Партией пенсионеров идеологической доктрине динамично развивающегося консерватизма, мы предлагаем не только восстановить принципы классического образования, но и максимально использовать все классические методики обучения и воспитания, как сформировавшиеся еще в дореволюционные времена, так и разработанные и апробированные в советское время, убедительно доказавшие на практике свою высочайшую эффективность.
Именно в этом Партия пенсионеров видит реальное воплощение идеологического принципа консерватизма: «сохраняй и приумножай», применительно к системе отечественного образования. Мы за образование, опирающееся на оправдавшие себя исторические традиции, способствующее интеллектуальному, профессиональному, культурному и социальному росту нашего общества.
Владимир Бураков, Председатель Центрального совета Партии Пенсионеров