Партия пенсионеров убеждена, что эта благородная и правильная идея, сформулированная российскими предпринимателями еще в 19 веке, как никогда востребована в настоящее время.
К сожалению, сегодня в нашей стране в понимании социальной ответственности бизнеса, вопреки здравому смыслу и опыту предшествующих поколений, наоборот, доминирует исключительный прагматизм.
Достаточно удовлетворять основные потребности общества в конкурентоспособных товарах и услугах, платить наемным работникам не совсем нищенскую зарплату, своевременно и в полном объеме оплачивать налоги, и этого достаточно.
На практике этот технократический постулат, десятилетиями навязываемый нашему обществу идеологами либеральных и монетаристских учений и абсолютизирующий «бухгалтерское» понимание роли предпринимательства в жизни общества, неизбежно порождает малоэффективную социальную политику, а также приводит к опасной «оптимизации» здравоохранения, признанию образования сферой услуг и многому другому, что вызывает тревогу и непонимание со стороны наших граждан, и, особенно, старшего поколения, выросшего и воспитанного в иной системе ценностей.
Безусловно, для западного социума, признающего высшим мерилом справедливости культ конкуренции, такая идеологическая доктрина может показаться вполне естественной. Однако убеждены, что для российского общества, исповедующего иное понимание принципов социальной справедливости, современные фискальные модели взаимодействия бизнеса и внеэкономических сторон жизни людей представляются абсолютно неприемлемыми.
Подчеркивая важность воссоздания традиций российских промышленников и предпринимателей восемнадцатого – девятнадцатого веков активно участвовать в решении социальных вопросов, хотим немного напомнить об их уникальном опыте.
Известно, что подавляющее большинство из них происходило из семей староверов или старообрядцев. В связи с этим очень показательно, что для представителей этих конфессий, в силу их религиозных убеждений, успешность бизнеса никогда не могла быть только личной, она могла быть только коллективной.
Руководствуясь именно таким пониманием купец Морозов уже в начале 1860 годов, открыл на собственной Никольской мануфактуре «Саввы Морозова и Ко» больницу на 100 коек. Затем лечебные учреждения появились на других четырех заводах, принадлежащих ему. Они обслуживали почти 6,5 тысяч рабочих-ткачей и тратилось на них в среднем 100 тысяч золотых рублей в год.
Еще один показательный пример касается семьи купцов-староверов Красильщиковых. В 1889 году, чтобы ликвидировать поголовную неграмотность на их фабрике было открыто начальное училище для обучения заводских работников и членов их семей. Как свидетельствуют историки, за 10 лет число неграмотных мужчин на их фабрике снизилось до 34%, а к 1913 году неграмотных осталось всего 17%.
Следует признать, что подобных примеров проявления социальной ответственности бизнеса в нашей истории было великое множество. В связи с можно напомнить еще одну из главных заповедей купцов-староверов, гласящую, что хорошая фирма могла торговать дешевле, чем ее конкуренты, но эта дешевизна не должна была идти за счет экономии затрат на персонал.
В целом, анализируя деятельность промышленников и предпринимателей, вышедших из семей староверов, следует подчеркнуть, что для них бизнес никогда не был средством достижения максимальной прибыли. Главным и определяющим элементом предпринимательства было процветание семьи, целостного организма, в котором соединялись религиозный, нравственный, экономический и социальные аспекты.
Не случайно, что фамилии известных купцов-староверов, таких, как Третьяков и Морозовы, плюс Щукины, Солдатенковы и многие другие, даже спустя много лет остаются в сознании российских граждан яркими и благородными символами благотворительности, признающими неразрывную связь предпринимательской деятельности с развитием социальных благ и торжеством нравственных ценностей.
Поэтому, анализируя богатейший опыт предшествующих поколений, хотим особо подчеркнуть, что развитие системы действительно реальных благотворительных фондов, непосредственное участие в финансировании общественно значимых культурных, спортивных, образовательных, оздоровительных и других социальных программ должно сегодня стать естественной социальной составляющей успешного российского бизнеса.
Это особенно важно для нашей страны сегодня, когда государство по объективным и субъективным причинам не в состоянии на всех участках социальной жизни удовлетворительно решать весь комплекс многогранных социальных задач, связанных с повышением качества жизни людей.
По мнению Партии пенсионеров, социальная ответственность бизнеса должна быть направлена, в том числе посредством механизмов инвестирования, на создание важнейших объектов социальной инфраструктуры. Таких, как социальное жилье, коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт всех видов, связь, больницы и поликлиники, школы, спортивно-оздоровительные центры, объекты культуры, благотворительности и пр.
Вспоминая позитивный опыт своих предшественников, предпринимателям следует также на определенных этапах заботиться и о текущих затратах на содержание всех этих объектов, организацию процессов образования, здравоохранения, жилищно-бытовых услуг и многое другое.
Партия пенсионеров убеждена, что благотворительность и социальное предпринимательство являются важным фактором укрепления социальной стабильности и безопасности государства, позволяют не только помогать нуждающимся, но и укреплять общественную структуру, создавая равные возможности для всех.