Масштабы ввода в строй нового жилья, заявленные в недавно принятой Правительством Российской Федерации Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года, по идее должны способствовать решению одной из самых наболевших проблем по расселению аварийного и ветхого жилья.
"Однако, успешность реализации столь востребованной для миллионов людей задачи целиком и полностью зависит как от условий переселения, предлагаемых жителям, проживающим в аварийном и ветхом жилом фонде, так и стимулирования коммерческих застройщиков для участия в проектах по расселению", - убежден заместитель Председателя Центрального совета Партии пенсионеров, доктор юридических наук Андрей Широков.
Прежде всего, следует точно определить реальные объемы аварийного и ветхого жилья. Так, согласно данным Фонда ЖКХ, в стране насчитывается более 27 млн кв. метров аварийного жилья, а на ветхое жилье приходится примерно 65 млн кв. метров.
"Вместе с тем, и это ни для кого не секрет, что до последнего времени существовала практика, когда местные органы публичной власти из-за отсутствия средств на расселение под разными предлогами отказывались признавать дома аварийными и, тем самым, занижали реальные объемы", - отметил Андрей Широков.
Надо понимать, что с каждым годом количество аварийного и ветхого жилья у нас в стране будет неуклонно увеличиваться. Это происходит за счет так называемых панельных «хрущевок», построенных в 50–70 годах прошлого века с расчетным сроком эксплуатации около 100 лет, а в случае реконструкции чуть более.
Для сравнения: кирпичные дома той же серии способны простоять более 100 лет, но при условии проведения капитального ремонта в период с 2015 по 2030 годы.
Говоря о ветхом и аварийном жилье следует помнить, что отличие между ними состоит в том, что ветхое здание подлежит капитальному ремонту, а аварийное нет.
Анализируя механизмы реализации программы по расселению ветхого и аварийного жилья, следует подчеркнуть, что в этом случае абсолютно не применимо использование ипотечного кредитования.
"Можно не сомневаться, что если бы у жителей, проживающих в ветхом и аварийном жилом фонде, были необходимые средства, то они бы уже давно постарались решить вопрос с приобретением новых квартир", - заявил Андрей Широков.
Именно поэтому необходимо сформировать действенные механизмы взаимодействия органов публичной власти, жителей и коммерческих застройщиков, способных решить многолетнюю проблему расселения.
Надо понимать, что под аварийными домами есть земля, а значит надо ее межевать и отдавать в общедолевую собственность. В этом случае собственники домов смогут вложить ее в качестве начального капитала для строительства нового дома.
Еще одним значимым ресурсом для снижения цены возводимых домов, должна стать стоимость подключения к коммунальным и электрическим сетям.
"Из-за существующих высоких цен на подключение заметно снижается экономическая привлекательность подобных проектов для застройщиков. Убежден, что вся стоимость подключения к коммунальным сетям в подобной ситуации должна сводиться к стоимости чернил ручки, которой ставится подпись под договором", - подчеркнул Андрей Широков.
Благодаря этому коммерческий застройщик, участвующий в проекте по ликвидации аварийного жилья, сможет построить не 3–4 этажа (чаще всего аварийные дома это здания в 3–5 этажей), а, как минимум, 7 и более этажей, а значит может рассчитать каким образом он вернет средства, вложенные в расселение аварийного жилья.
Кроме этого, могут и должны быть специальные преференции от государства, такие как: закрытие процентной банковской ставки на привлеченные средства для реализации проекта, налоговые льготы, а также дополнительные стимулы для участия в конкурсах на выделение земельных участков уже под коммерческую застройку.
"И, конечно, государство должно реально помогать в решении вопроса ликвидации аварийного жилья, поскольку тем самым оно выполняет свою социальную функцию, зафиксированную в 40 статье Конституции России и обязывающую публичную власть обеспечивать нуждающихся граждан жильем либо бесплатно, либо за доступную плату", - подытожил Андрей Широков.