И что в нашей жизни является справедливым, а что нет?
– Свой сегодняшний традиционный обзор мне хочется посвятить ответу на очень часто задаваемый и важный в плане стратегии развития политической жизни как у нас в стране, так и во многих других странах мира, вопрос.
Звучит он и на встречах с избирателями, и в беседах с представителями средств массовой информации, а также в полемике с другими общественно-политическими объединениями, а также в ходе дискуссий на разнообразных научно-практическим форумах и конференциях.Что такое справедливость? Что в нашей жизни является справедливым, а что нет?
Как показывает практика, люди прежде всего обращают внимание на то, что слово справедливость, продуманно представленное в названии нашей партии, изредка к месту, а иногда и абсолютно не к месту, активно используют многие другие общественно-политические объединения.
Более того, пространные рассуждения о принципах справедливого устройства окружающего нас мира звучат и в программных документах большинства российских политических партий, не использующих этот термин в своем названии. При этом, слушая нередко заявления отдельных политиков, с тревогой приходишь к обоснованному предположению, согласно которому они не в состоянии внятно объяснить какой именно смысл вкладывается ими в понятие «справедливость», и тем более не способны дать даже логическое определение данного термина.
В связи с этим нас часто спрашивают: а что особенного содержится в вашем понимании понятия справедливость? Почему вы считаете его основополагающим в структуре социальной идеологии вашей Партии? Является ли это данью общей политической моде, или все же ваша трактовка этой во многом философской категории имеет свой особенный и уникальный смысл?
Для полноты ответа считаю необходимым напомнить, что словосочетание «социальная справедливость» появилась в названии нашей Партии в 2017 году. Такое решение осмысленно и продуманно приняли делегаты IV съезда Партии пенсионеров.
Надо понимать, что этому важному и знаковому для нас событию предшествовало долгое и обстоятельное обсуждение вопроса. Как партия мудрых людей, мы, прежде всего, предварительно изучили основные научные и исторические исследования по данной проблематике, проанализировали все основные виды и типы справедливости, описанные в истории человечества.
Должен сказать, что для нас абсолютно неприемлемым показался, столь почитаемый либеральными идеологами, «американский» тип справедливости, основанный во многом на бесчеловечной конкуренции и неизбежном отторжении слабейших. Он не гуманен хотя бы потому, что внедрение в общественное пространство механизма определяющего равенства стартовых условий - мол дорога у всех одна, «кроссовки» у всех одинаковые – кто прибежал первым, тот и становится победителем во всех жизненных ситуациях. А остальные сами во всем виноваты. Тем самым, данное понимание принципа справедливости чаще всего становится «гуманным» оправданием права сильного и неизбежно обрекает всех остальных довольствоваться исключительно крохами с барского стола.
В ходе состоявшихся в то время активных дискуссий в Партии пенсионеров не получил поддержки и так называемый уравнительный тип социальной справедливости. Внимательно проанализировав его практическое воплощение в различных социумах, в том числе в советский период нашей недавней истории, мы пришли к выводу, что на практике механистическое и идеологизированное исполнение данного принципа оказалось утопией.
Оказалось, что реализация механизмов уравнительного принципа социальной справедливости неизбежно требует и формирования института привилегий, ибо общество объективно вынуждено было поддерживать наиболее существенные для него виды деятельности: от ветеранов революционной борьбы до отважных летчиков и моряков.
Как мы помним, с первых дней существования советской власти появились различные привилегии, когда социальные блага распределялись не только за сделанное людьми сейчас или ранее, но и за факт участия в управленческой деятельности, в том числе присутствия в определенной номенклатуре.
Оказалось, и этого многие тогда не понимали, что привилегии являются неотъемлемым элементом уравнительного принципа распределения, неразрывно связанными с базовыми основами тогдашнего социального и политического строя. Собственно, в 80 годы прошлого столетия, начав борьбу с привилегиями, мы в итоге неожиданно для себя и получили «классическое» капиталистическое общество, основанное на предыдущем типе социальной справедливости и праве сильного.
Столь же неприемлемым для нас показался тип социальной справедливости, обозначенный в научной литературе, как анархо-синдикализм. То есть справедливо то решение, которое принято большинством социальной или профессиональной группы, обществом. Анархо-синдикализм, как правило, основан не на нормах закона, а на «понятиях», неких общепризнанных правилах. Такой тип был характерен и является эффективным для общин, когда люди всем миром решают, кого и кем следует назначить и какие блага они за это получат.
Оказалось, что за внешней демократичностью, некоторые принципы общинной справедливости нередко находили свое практическое воплощение в основном деятельности криминальных объединений.
В итоге, после проведенного комплексного анализа и подробного обсуждения, мы пришли к выводу о том, что наиболее близким нашему пониманию справедливости следует считать, так называемый, конфуцианский тип, активно используемый нашими восточными соседями в Китае: принцип воздаяния.
При подобном подходе справедливость базируется на корпоративных принципах, учитывающих взаимодействие государства, общества и каждого отдельного человека. Согласно ему человек получает свой размер и форму воздаяния в зависимости от результатов его деятельности и качества услуг, оказываемых государству и окружающим людям.
Так, если ты политически активен и правилен, качественно трудишься, перевыполняешь план, побеждаешь в социалистическом соревновании, потом помогаешь старшим, ухаживаешь за животными, участвуешь в субботниках, повышаешь свою квалификацию, то ты зарабатываешь баллы, и эти баллы в конце концов выливаются в конкретные персональные регалии и статусы.
В итоге, чем более социально ответственен гражданин, чем больше он работает и помогает окружающим, тем больше его вознаграждение со стороны общества.
Исторический опыт показывает, что человечество готово принимать в той или иной степени все четыре рассмотренные нами варианта справедливости. Нередко именно на этих пониманиях и строятся отдельные, в том числе весьма неоднозначные и популистские, политические позиции и инициативы.
В целом, признавая объективное существование и оправданность любого из видов справедливости, Партия пенсионеров приняла решение в концептуальном порядке руководствоваться принципами, сформулированными конфуцианским подходом, технологиями воздаяния. Именно поэтому для нас социальная справедливость — это гораздо больше, чем просто уравниловка; это сложная социально-экономическая система, при которой достойный труд гарантирует достойную зарплату, а она в свою очередь обеспечивает достойную пенсию.
Данный подход полностью соответствует логическим и методологическим принципам разработанной Партией пенсионеров идеологии динамично развивающегося консерватизма, став одним из ее системообразующих элементов.
Вот почему мне представляется не менее важным сказать о том, как реальное воплощение описанных выше стратегий воспринимается сегодня самими гражданами и что они на практике оценивают как справедливость или, наоборот, как несправедливость.
В связи с этим особо хочу отметить, что наш опыт, подкрепленный результатами собственных социологических исследований, убедительно доказывает, что российских граждан отличает ярко выраженное и повышенное чувство справедливости.
Мы прекрасно осознаем, что наших людей в первую очередь интересует именно справедливое отношение к себе и своим близким, а уже потом в их системе предпочтений идут ценности свободы, независимости, равенства, братства. Даже порой деньги уходят на второй план. Более важна справедливость.
Проведенные Партией пенсионеров социологические опросы наглядно подтвердили нашу гипотезу о приоритетности запроса со стороны подавляющего большинства граждан страны именно на справедливость. Ощущение ситуации, в которую попадают люди, когда они сталкиваются с несправедливостью, ранит и угнетает значительно больше, чем, например, безденежье.
И здесь возникает важнейший социологический и методологический вопрос: а кто же способен стать основным носителем и хранителем этой самой идеи справедливости воздаяния? Для нашей партии, Партии пенсионеров, ответ очевиден – это люди старшего поколения. Поскольку именно с возрастом и социальным опытом человек приобретает те жизненные знания, ту самую идентичность, которая и ставит справедливость на первое место в системе его ценностей.
Обычно политологи полагают, что чем старше человек, тем он больше выступает за примитивное социальное равенство и уравниловку. Это не только сильное упрощение, сколько концептуальная ошибка. Наоборот, именно с возрастом человек получает возможность объективно сравнивать и хочет получать по заслугам, чтобы его уважали за дела.
При этом особую, и во многом ключевую роль в реализации механизмов социальной справедливости воздаяния в любом обществе приобретают системы социального и пенсионного обеспечения. К сожалению, принципы действующей ныне у нас в стране пенсионной системы, основанные во многом на тривиальной уравниловке, подрывают у многих пенсионеров веру в социальную справедливость.
Как так может быть, что человек нигде не работал, вел асоциальный образ жизни, а получил одинаковую по размерам пенсию, наравне с тем, у кого за плечами огромный трудовой стаж и безусловные заслуги перед обществом? Именно это больно бьет не только по карману человека, но и по восприятию справедливости в окружающем мире.
Очень важно, что для Партии пенсионеров и тех, кто так же как и мы понимает смысл и значение понятия социальная справедливость, важно осознавать, что именно государство и есть основной гарант социального благополучия. У старшего поколения установка по отношению к государству в целом чрезвычайно позитивная. Поэтому особенно обидно, когда человек сталкивается с очевидным проявлением несправедливости, безразличием чиновников, после чего неизбежно возникают чувство дискомфорта, разочарования, потом безразличия и, в итоге, несправедливости и одиночества. Люди осознают, что их знания и умения никому не нужны. Никто их не хочет слышать. Именно это и есть самое страшное.
Подытоживая сказанное, хочу подчеркнуть, что социальная справедливость – не просто часть названия Партии пенсионеров. Это девиз нашей деятельности, её основополагающий принцип. Но это и есть главный критерий эффективности социальной политики государства. Мы положительно оцениваем определенное усиление внимания общества к этим и другим социальным проблемам. Вместе с тем считали и считаем, что в настоящее время сделать можно и нужно гораздо больше.
Главное здесь – изменение идеологии, которой долгие годы во многом руководствуется власть. Считали и считаем, что до тех пор, пока политика финансовых властей, их законодательная и управленческая деятельность будут базироваться на формуле «социальные расходы – «удавка» на шее экономики», уровень и качество жизни миллионов россиян не будут соответствовать принципам социальной справедливости.
Убеждены, что социальная справедливость не должна и не может регулироваться бесчеловечной «бухгалтерской логикой». Первостепенная задача Партии пенсионеров - превратить принципы социального государства, зафиксированные в Конституции Российской Федерации, в реально работающие инструменты и механизмы государственной политики, в центре которой стоят человек труда, его благополучие, его воздаяние за труды и свершения на благо Отечества, достойное качество жизни всех граждан.
Мы добиваемся того, чтобы справедливость, воплощаясь в системе социальных отношений, становилась не только основой, на которой строится социальная гармония, но и превращалась в ключевой фактор обеспечения устойчивости и социальной стабильности нашего общества в долгосрочной перспективе.
Владимир Бураков, Председатель Центрального совета Партии Пенсионеров