О наболевших проблемах, не позволяющих претворить в жизнь законодательные инициативы, призванные сделать медицину доступной каждому россиянину, рассказывает Председатель Правления регионального отделения Партии пенсионеров в Курганской области, руководитель партийной фракции в областном парламенте и практикующий врач Ярослав Климко:
– В здравоохранении Курганской области, да и в целом в российской медицине, сложилась не простая ситуация. Последние десятилетия происходит коммерциализация здравоохранения, что ведет к развитию высокотехнологической медицинской помощи. И все бы хорошо, но отделения реабилитации, консервативной помощи, в которых люди должны постепенно восстанавливаться и возвращаться к нормальной жизни после болезни, постепенно приходят в упадок, а зачастую закрываются.
Сейчас я веду прием в поликлинике на профилактических осмотрах. Очень полезно и как депутату - хорошо виден срез проблематики населения на данный момент. Не секрет, что часть жителей находится в стрессе: развод, смерть близких, серьезные проблемы со здоровьем, например, только выявленная онкология и т. д. – проблемы, которые были и существуют всегда.
К ним время добавляет новые, сейчас это СВО, приходят и сами участники, и родственники тех, кто служит. Огромное количество стрессовых расстройств дало наводнение, серьезно повлиявшее на ситуацию в регионе. Не единичны случаи, когда семья набрала кредитов, начала строиться, а нынче все ее имущество уплыло в неизвестном направлении.
Не все переживают такие стрессы безболезненно. Зачастую я вижу расстройства настроения, сна, не редки такие симптомокомплексы, как панические атаки, астено-депрессивные расстройства, неврастении. Понятно, что на профосмотрах, есть 5 минут, чтобы только обратить внимание на необходимость более тщательного обследования и возможно лечения.
Раньше таких пациентов можно было направить в отделение КОПНБ «Центр медицинской психологии, психотерапии, сексопатологии». Но лет 10 назад областной Департамент здравоохранения решил, что он неэффективен и перепрофилировал его на психиатрическую помощь. Прием психотерапевта – 45 минут, психиатра в три раза короче, для ОМС разницы нет, если рассуждать с позиции эффективности – результат очевиден.
Нечто подобное произошло и с отделением реабилитации в Национальном медицинском исследовательском центре травматологии и ортопедии имени академика Г. А. Илизарова. Понятно, что Федеральный центр такого уровня, специализирующийся на операциях, востребованных во всем мире, не обязан дополнительно брать на себя реабилитацию зауральских инвалидов по опорно-двигательному аппарату. Безусловно, он должен сосредоточить усилия на выполнении работ, которые не под силу никому кроме нашего института Илизарова. Но результат для курганских инвалидов удручает – отделение сокращено и полноценно нигде не заработало.
Три года назад закрыли дневной офтальмологический стационар в Курганской больнице скорой медицинской помощи, потому что он не вписывался в структуру экстренной и неотложной медицинской помощи. Хотя отделение работало в больнице несколько десятилетий.
В этой истории особенно интересен момент, что на депутатский запрос о закрытии отделения был получен ответ от 21.01.2022, в котором написано: «В дневном офтальмологическом стационаре ежегодно пролечивалось 900 и более пациентов, страдающих преимущественно сосудистыми заболеваниями сетчатки зрительного нерва и др … 60% пациентов, пролеченных в дневном стационаре – инвалиды по зрению. В настоящий момент решается вопрос о прекращении работы дневного стационара, несмотря на потребность в его существовании.» !!!
Статус депутата помог мне собрать рабочую группу по этому вопросу с участием руководителя Департамента здравоохранения, главного офтальмолога, другими медицинскими функционерами и представителями общества слепых. В ходе встречи чиновники убедительно доказывали, что все будет только лучше, поскольку часть нуждающихся в лечении возьмут на себя городские поликлиники, но в основном, пациенты смогут обращаться в областной госпиталь для ветеранов-войн в Рябково.
Показательно, что добраться до него, особенно слепым, проблематичнее, чем доехать до центра, где находится больница скорой помощи. А вот для нее, по мнению чиновников, очень нужно отделение ургентной гинекологии, чтобы спасать женщин в критическом состоянии. Следует отметить, что ургентная гинекология туда так и не переехала. Хотя работы по подготовке переезда велись.
Как профессиональный врач могу сказать, что для слабовидящих людей очень важно поддерживать свое зрение на определенном уровне. Потеря 0.5–1% зрения за год негативно сказывается не только на прогнозе сохранности зрения, но и на образе жизни. Например, ощутимо сокращается возможность пребывания на улице: начинает чуть-чуть темнеть и резко теряется возможность какой-либо ориентации.
К сожалению, поликлиническая помощь инвалидам по зрению не процветает, но особенно удручает, что госпиталь для ветеранов тоже, не заинтересован в консервативном лечении инвалидов по зрению, оттуда их отправляют в платные медицинские центры.
Вот из ответа Департамента здравоохранения на запрос о вышеуказанной проблеме от 06.05.2024: узнаем, что «… следует отметить, что ГБУ «КОГВВ» не является организацией первичного звена оказания медицинской помощи, …. ГБУ «КОГВВ» не проводится (в том числе в дневном стационаре) поддерживающее офтальмологическое лечение».
Вывод из сказанного мною очевиден. Давно пора прислушаться к разумным предложениям Партии пенсионеров о том, что следует не только прекратить наконец то бессмысленную и вредную для людей оптимизацию, но и восстановить все лучшее из советского опыта, когда здравоохранение было общим, а медицинской была помощь.
Думая о будущем, не следует экономить на здоровье граждан, а потому расходы на здравоохранение должны стать приоритетными при принятии бюджета. Государство гарантировало каждому гражданину качественную медицину и обязано ее обеспечить в соответствии с основным законом страны, - подытожил свои рассуждения Ярослав Климко.