– Глядя на нередко запредельную стоимость билетов на новогодние представления, хочется задать вопрос, сформулированный в начале тридцатых годов прошлого века классиком отечественной литературы Максимом Горьким: «С кем вы, мастера культуры?», - заявил заместитель Председателя Центрального совета Партии пенсионеров Андрей Широков, комментируя жалобы, поступающие в адрес Партии от рассерженных и возмущенных любителей театрального искусства.
Действительно, назначая цены за билет от 15 и до 50 тысяч рублей, руководители ряда театров и организаторы массовых новогодних представлений тем самым лишают огромную армию искренних любителей искусства возможности посещать новогодние спектакли и представления.
Очевидно, что, даже московские пенсионеры, получающие с учетом городских доплат не менее 22 тыс. рублей, вряд ли решатся потратить свое месячное довольствие на один поход в театр.
Что уж говорить о пенсионерах из ряда других регионов страны. Для большинства из них знакомство с новогодними представлениями в столичных учреждениях культуры могут состояться только в случае их демонстрации по телевизионным каналам.
Пожалуй, единственная категория пенсионеров, способная безболезненно потратить часть своей пенсии на поход в храм искусства вместе со своими внуками – это бывшие депутаты и федеральные служащие, сумевшие обеспечить свое денежное довольствие на уровне от 70 тыс. рублей и выше.
В последне время мы много говорим о многодетности. Но при такой ценовой политике сложно представить среди зрителей достаточное количество представителей молодого поколения со своими маленькими детьми. Очевидно, что их стипендии или зарплаты начинающих специалистов явно не способны вынести такие затраты.
В итоге получается, что самыми желанными и ожидаемыми гостями в учреждениях культуры в период новогодних каникул могут быть исключительно представители бизнеса и финансовой элиты, либо сами деятели искусства, получающие контрамарки для бесплатного знакомства с работой своих коллег.
Всем остальным и особенно тем, у кого несколько внуков, остается думать о том, какая пища, духовная или материальная, для них важнее в данный момент времени.
Практика показывает, что фискальный подход к управлению искусством не менее опасен, чем в образовании и медицине. Мы в Партии пенсионеров считаем существующую ценовую политику не только абсолютно ошибочной и недопустимой, но и социально опасной.
Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство из почти 700 российских театров финансируются благодаря дотациям из государственного или регионального бюджетов. На сегодняшний день они составляют от 60 до 90% общих расходов на содержание конкретного храма искусства.
А это значит, что каждый российский налогоплательщик уже вносит свой посильный вклад в развитие отечественного театрального искусства и потому вправе рассчитывать на доступность приобщения к прекрасному миру искусства, особенно своих детей и внуков.
История нас учит, что искусство, нацеленное исключительно на узкий круг избранных, не способно стать значимым фактором развития человека и общества. Превращая театральные мероприятия в филиалы элитарных клубов, современные менеджеры от искусства тем самым обрекают значительную часть наших соотечественников довольствоваться простейшими образцами массовой культурой.
В завершении хотелось бы напомнить сцену из замечательной сатирической пьесы Евгения Шварца «Голый король», когда монарх ругает придворного поэта за неготовность стихов для встречи невесты и говорит ему, что ваша муза поспевает только просить корову или иные материальные ценности, но только не заниматься выполнением своих прямых функций.
Так и нынешним руководителям отечественной культуры прежде всего следует помнить о своей ответственности за духовное развитие современного человека и общества, а не об извлечении дополнительной прибыли за счет неадекватного удорожания стоимости билетов, - считает Андрей Широков.