На главную

Именно динамичный консерватизм позволит сохранить и приумножить духовные основы российского национального единства

20 декабря 2022 года заместитель Председателя Центрального совета Партии пенсионеров Владимир Ворожцов принял участие в работе VIII Свято-Никольского Черноостровского Форума "Сохранение и укрепление российских традиционных духовно-нравственных ценностей. Духовная основа национального единства".

В ходе двух дневной работы участники Форума подробно обсудили важнейшие вопросы сохранения и укрепления российских традиционных духовно-нравственных ценностей в церкви, образовании и культуре.

Тема выступления Владимира Ворожцова была посвящена анализу идеологических и методологических принципов формирования государственной политики по сохранению и приумножению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Прежде чем перейти непосредственно к докладу, Владимир Ворожцов не согласился с одним из тезисов организаторов форума: "От духовного возрождения провинции к духовнгму возрождению России". Докладчик отметил исключительную роль Калужской земли с точки зрения духовности, коллективизма, уровня осмысления проблем, которые происходят и в стране, и в Калуге, и в Малоярославце. Поэтому я убежден, что Калужская область – это вовсе не провинция, а это реально один из духовно-интеллектуальных центров современной России, - заявил Владимир Ворожцов.

Не случайно, уже в течение ряда лет в Малоярославце для обсуждения берутся темы именно стратегические, поскольку духовно-нравственное состояние современного российского общества — это важнейшая социальная проблема, определяющая перспективы развития всей страны.

Убежден, что обстоятельный анализ духовно-нравственных процессов, происходящих в обществе, невозможен без обсуждения роли старшего поколения.

Дело в том, что отношение к старшим за последние столетия изменилось вовсе не случайно.

Многие столетия старшее поколение всегда было носителем как профессионального, так и социального опыта. При классическом укладе, в крестьянской семье старшее поколение всегда определяло, где сеять, где охотиться, как в целом жить семье. Поэтому в традиционном историческом обществе старшее поколение долгое время оставалось абсолютным авторитетом и значимой ценностью. Знания и опыт пожилых людей по праву считались особой ценностью, основой стабильности и гарантией дальнейшего развития.

Однако, начиная со второй половины 19 века, и особенно с начала 20 века, появилась новая тенденция – начала расти ценность ребенка в ущерб авторитету старшего поколения. Благодаря книгам, а затем интернету, у молодого поколения в последние деятилетия появились новые, независимые от мстаршего поколения, формы освоения опыта.

В итоге, когда "профессиональный" статус людей старшего поколения начал снижаться, это привело к еще одному очень опасному социальному перекосу – одновременно у многих молодых людей возникло негативное отношение и к некоторым "устаревшим" традиционным ценностям, отрицание нравственного, жизненного и социального опыта людей старшего поколения.

Вот такова объективная тенденция, которую мы должны учитывать и осознавать в процессе организации работы по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей.

Социологи убеждены, что добиться подлинного духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе традиционных ценностей можно только в результате организации совместной деятельности, когда старшее и младшее поколения работают вместе, ради достижения общего и желанного будущего.

Убежден, и это очень интересная особенность, именно монашеская жизнь как сложившаяся и не изменявшаяся в течение столетий форма социальной организации во многм попадает под эти принципы совместной деятельности представителей разных поколений.

К сожалению, в современной жизни достаточно мало сфер, где бы эта совместная деятельность практически реализовывалась на практике. Поэтому очень многие специалисты отмечают, что современные идеи содомии и ЛГБТ еще в начале прошлого века объективно не могли бы пройти в современном виде, поскольку массовое общественное сознание и стереотипы общества в тот период были совершенно другими, а роль старшего поколения была значительно весомее, чем сейчас.

Далее Владимир Ворожцов отметил, что, подробно анализируя Указ Президента Российской Федераци «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», следует понимать, что уже само название этого документа дает ответы на многие важные и актуальные вопросы.

Во-первых, речь идет об основах политики, и подчеркивается важность реализации именно государственной политики. Вместе с тем есть понимание, что на сегодняшний день у нас пока нет полной, цельной и развернутой государственной политики в этой важнейшей сфере жизни российского общества.

А потому в документе формулируется последовательность необходимых действий – вначале сохранить то, что осталось, а затем перейти к укреплению и, соответственно, развитию традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества.

Естественно встает вопрос: а какая же идеология закладывается в документ об основах государственной политики в области укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей?

Для меня, как человека, занимающегося наукой, огромную радость составило то, что в документе прописана фраза, гласящая, что это документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности.

В связи с этим я хочу напомнить, что еще десять с лишним лет тому назад в Российской Федерации был принят закон о стратегическом планировании. Мы всегда добивались, чтобы принцип стратегического планирования был, наконец то, осуществлен в области развития российской экономики. Если бы эти принципы стратегического планирования заработали, то уверен, что многих сегодняшних экономических проблем ныне просто не существовало бы.

Отрадно, что сегодня этот принцип впервые сформулирован и по отношению к духовно-нравственным ценностям.

И еще один исключительно важный момент, зафиксированный в документе, определяет духовно-нравственные ценности в качестве элемента национальной безопасности. Мы привыкли, что вопросы национальной безопасности традиционно относятся к проблемам обороноспособности, контрразведывательной деятельности и т. д.

Но для нас, наряду с вопросами военной организации общества, должно быть важно не только то, что делают люди, но и каких ценностей придерживаются те, кто, например, создает ракеты и чего они хотят, когда принимается решение о ее запуске.

Очень важно, что в этом документе, по сути, негласно подчеркивается необходимость наличия идеологии в жизни современного российского общества. Так, если мы говорим о необходимости сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей, следовательно мы объективно предлагаем идеологию консерватизма.

А это значит, что бороться в нашей стране за нравственные идеалы и традиционные духовные ценности может только честный и реально мыслящий консерватор, то есть человек, который стремится не разрушать, а созидать и развивать то, что было достигнуто предшествующими поколениями.

В связи с этим хочу обратить ваше внимание, что идеологическая доктрина, разработанная Партией пенсионеров, формулируется, как идеология динамично развивающегося консерватизма.

Говоря о методологии консерватизма, хочу почеркнуть, что следование ее принципам позволяет продуманно ответить на очень многие и важные вопросы. Так, в последнее время развернулось немало дискуссий вокруг переименований либо городов, либо отдельных объектов. Как подходить к этому процессу с точки зрения методологии консерватизма? Достаточно просто – по мнению Партии пенсионеров города, как и люди, как и корабли, должны носить те имена, которые им дали их создатели при рождении.

Если вы хотите, что-то отметить или дополнить - есть десятки других способов. Достаточно вспомнить императрицу Екатерину II, отметившую заслуги выдающихся военачальников: графа Потемкина дополнительным именем – Таврический, графа Румянцева – Задунайский, Суворова – Рымникский, не не лишившую их их первоначальной фамилии.

То есть, этими наименованиями мы развиваем сохраняя, поскольку придаем и новый смысл, основанный на важных исторических событиях, но и одновременно сохраняем консерватизм исходного названия.

Подытоживая анализ основных положений президентского Указа об основах государственной политики в деле сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей, Владимир Ворожцов особо подчеркнул, что следует отметить значимость этого документа и с точки зрения возможности обеспечения национальной безопасности, сформированной на основе утверждения идеологических и методологических принципов консерватизма, обеспечивающих поступательное и динамичное развитие всего российского общества.