Основанная на многолетнем жизненном опыте убежденность Партии пенсионеров в том, что одним из важнейших факторов, гарантирующим неуклонное и поступательное развитие государства, следует считать налаженные механизмы эффективно работающей обратной связи населения страны с органами публичной власти, заставляет меня в очередной раз обратить внимание широкой общественности на основные причины, из-за которых обращения граждан, вопреки здравому смыслу, постоянно «тонут» в чиновничьей рутине.
Не сомневаюсь, что многие согласятся с утверждением, что эффективно функционирующая власть — это не просто механизм, принимающий решения и транслирующий их сверху вниз. Именно по причине такой однобокости, как правило, игнорируются мнения и потребности простых граждан, ради которых, собственно, и принимаются соответствующие законы и правила.
Наш многолетний опыт свидетельствует абсолютно о другом. А именно о том, что без учета мнений и пожеланий простых граждан запустить оптимальные механизмы развития государства и общества практически невозможно.
Для нашей Партии, представляющей старшее поколение, особенно обидно видеть, что отказ современных «эффективных» менеджеров слушать разумные советы и дельные предложения, удачно апробированные в прежние годы, приводит на практике к значительным потерям и в финансах, и во времени, и в итоге - в качестве жизни граждан нашей страны.
Дело даже не в том, что наши рекомендации остаются непрочитанными. Нет, на их основе нередко готовятся рекомендации, концепции, законы, нормативные акты и указы высшего политического руководства страны. Проблема оказывается в другом.
Она, к сожалению, состоит в том, что у нас в стране до сих пор нет эффективного инструмента контроля за выполнением поручений высшего политического руководства страны, а также федеральных законов, подзаконных нормативных актов, в результате чего на практике мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда никто не проверяет и не отвечает за то как выполняются эти поручения.
В качестве иллюстрации высказанной мысли хочу привести достаточно актуальный пример, озвученный в ходе недавнего заседания партийного Клуба мудрецов, посвященного обсуждению роли старшего поколения в развитии современного российского общества.
Так, выступавший на этом заседании Президент Клуба Военачальников Российской Федерации, генерал армии, доктор экономических наук Анатолий Куликов рассказал о том, что несколько лет назад их общественное объединение провело конференцию по состоянию мобилизационной готовности и по проблеме подготовки людских ресурсов в интересах обороноспособности страны.
Он отметил, что среди участников этой конференции был последний министр обороны СССР, маршал Советского Союза Дмитрий Тимофеевич Язов, а также несколько генералов армии, известных военачальников.
По результатам той конференции был подготовлен содержательный и объемный материал, в котором с максимальной подробностью были описаны все необходимые составляющие мобилизационного процесса.
После того, как этот документ отправили в органы власти, Министерство обороны России провело у себя конференцию по этой теме. Тогда казалось, что все понимают важность и актуальность наших предложений, сформулированных авторитетными и уважаемыми экспертами, посвятившими свою жизнь военной службе.
По итогам работы даже вышел Указ Президента Российской Федерации о состоянии мобилизационной готовности. Но, увы, реального, практического воплощения этого документа так никто и не увидел.
И причина этого состояла именно в отсутствии действенного механизма контроля за исполнением решений.
На практике мы видим, что зачастую никто не проверяет подлинное положение дел, нередко доклады идут по бумагам, а не на основе изучения реального состояния действительности, да еще при отсутствии прогнозов негативных тенденций.
В бодрых отчетах чиновников бодро написано, что все поставленные задачи якобы успешно выполняются в строгом соответствии с принятыми указами и распоряжениями, а на деле ничего этого не существует.
В результате руководитель зачастую просто не в состоянии принять правильное управленческое решение, так как он не имеет необходимой для этого объективной информации.
Более того, отгородившись от населения с помощью современных достижений цифровизации, чиновники создали для себя максимально комфортный режим работы, позволяющий им минимизировать свою ответственность и свести работу с простыми гражданами даже не к тривиальным отпискам или переадресации писем к другим организациям, а к типовым компьютерным фразам.
В связи с этим хочу напомнить, что в советские времена действовало Постановление ЦК КПСС о работе с письмами и обращениями граждан. Согласно этому документу на любое обращение в адрес исполнительной власти следовало в течение одного месяца подготовить содержательный ответ и предложить оптимальное решение заявленного вопроса. В случае несоблюдения этой нормы чиновнику грозили выговор и даже увольнение.
Считаю, что современным чиновникам не следует пребывать в иллюзиях о том, что их бумаготворчество, не имеющее ничего общего с реальным положением дел, остается незамеченным большинством граждан нашей страны.
Хочу высказать мысль о том, что до той поры пока представители публичной и законодательной власти будут высокомерно игнорировать мнение обычных граждан, российское общество будет обречено до бесконечности претворять в жизнь абсолютно вредные рецепты, скроенные по лекалам либеральных экономических учений.
Специальная военная операция, другие события последнего времени, настоятельно требуют первоочередного воссоздания у нас в стране эффективной, конкретной и постоянно действующей системы обратной связи между властью и обществом. Именно она будет надежным механизмом снижения социальной конфликтности и укрепления общественной стабильности.
Партия пенсионеров полагает, что сегодня ключевым моментом для принятия важнейших управленческих решений должны стать не авторитарные монетаристские подходы, столь почитаемые финансовым блоком правительства и парламентариями, а реальное изучение и учет общественного мнения.
Народ должен иметь возможность выразить свое мнение, получить обоснованные, аргументированные и уважительные ответы, и власти следует руководствоваться ими в своей повседневной работе.
Публичная власть должна быть способной постоянно адаптироваться и изменяться в соответствии с эволюцией общественного мнения. Ее действия должны отражать подлинные интересы нашего общества. Нам важно, чтобы голос каждого гражданина был услышан и учтен при разработке и реализации законов и управленческих решений.
Убеждены, что особое внимание следует уделять работе с жалобами, обращениями и инициативами граждан.
Партия пенсионеров отмечает, что нередко в таких обращениях отражаются общие для большинства людей, а потому социально наиболее опасные, типовые проблемы, с которыми сталкиваются наши соотечественники.
Поэтому и варианты их решения могут и должны быть системными, позволяющими как выявить причины появления данной проблемы, так и предпринять исчерпывающие меры по ее решению. Соответственно количество жалоб и обращений обязательно будет резко сокращаться.
Для власти сегодня крайне важно создавать структуры, способные обобщать и анализировать такие обращения, выявлять общие проблемы и прогнозировать риски. Публичная власть не только должна реагировать на обращения граждан оперативно и добросовестно, но и предвидеть их, своевременно устранять причины, их порождающие.
Партия пенсионеров считает, что только через такой открытый и взаимно полезный диалог мы сможем обеспечить общественную стабильность и безопасность. Поэтому мы добиваемся того, чтобы каждый гражданин чувствовал себя равноправным участником процесса принятия решений.
В завершении хочу сказать, что только вместе, не оскорбляя друг друга, а объединившись и слушая друг друга, мы сможем минимизировать риски и конфликты, достичь подлинного благосостояния и процветания нашей Родины.
Партия Пенсионеров именно так и строит свою работу, максимально учитывая мнение и потребности простых граждан.
Владимир Бураков, Председатель Центрального совета Партии Пенсионеров