На главную

Кому выдавать российское гражданство?

В своем интервью на Радио Комсомольская Правда заместитель Председателя Центрального совета Партии пенсионеров, член Совета по внешней и оборонной политике, заместитель председателя правления Ассоциации ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск России, участник боевых действий, генерал-майор внутренней службы в отставке, доктор философских наук Владимир Ворожцов при обсуждении наиболее актуальных проблем миграции отметил, что предоставление российского гражданства гражданам зарубежных государств — это отдельная и очень ответственная проблема, требующая глубокого осмысления, научного прогнозирования, жесткого контроля и детальной проработки его на уровне соответствующих нормативных документов.

Для более наглядной иллюстрации своего тезиса Владимир Ворожцов рассказал ведущему программы «Реальность Виттеля» старый американский анекдот:

«У ПРЕЗИДЕНТА США В СТРАНЕ ВСЕ СТАЛО ОЧЕНЬ ПЛОХО, И ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ДЕЛАТЬ. ЕГО СОВЕТНИКИ ГОВОРЯТ, ЧТО В РЕЗЕРВАЦИИ АБОРИГЕНОВ ЖИВЕТ СТАРЫЙ ИНДЕЙСКИЙ ВОЖДЬ-ПРОРИЦАТЕЛЬ, ОН ВСЕГДА ДАЕТ ОЧЕНЬ ПРАВИЛЬНЫЕ СОВЕТЫ. ПРЕЗИДЕНТ США СРОЧНО ЕДЕТ К ЗНАМЕНИТОМУ ПРОРИЦАТЕЛЮ И СПРАШИВАЕТ: ЧТО ДЛЯ СТРАНЫ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ГЛАВНЫМ И НА ЧТО ЕМУ ОБРАТИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ? Вождь отвечает: обратите внимание на миграцию – в свое время мы, к несчастью, не оценили эту проблему!»

С точки зрения статистики в нашу страну заезжает в год более 12 миллионов иностранных граждан и 11,8 миллионов из них за этот же период выезжают. С точки зрения простой арифметики суммарный приток и отток в принципе сопоставимы.

Однако, к сожалению, редко приводят иную статистику: за последние десятилетия российское гражданство по разным основаниям получили более 12 миллионов (по некоторым данным - до 15 миллионов) человек. При этом практика реальной жизни показывает, что далеко не все из наших новоявленных сограждан демонстрируют не только патриотизм и готовность защищать новообретенное Отечество, но даже просто обеспечить законопослушное поведение.

Для меня очевидно, утверждает Владимир Ворожцов, что причины многих, столь волнующих сегодня граждан России миграционных проблем, заложены в содержании ряда ранее принятых в России политических решений, законов и нормативных актов, дающих огромный простор чиновникам для разнообразных трактовок и коррупционных проявлений.

Чем иначе объяснить такие жесткие цифры статистики: в середине двухтысячных в течение ряда предшествующих лет количество иностранных граждан, получивших российское гражданство, превышало 200 тысяч человек. Затем во главе ФНС России неожиданно становится новый руководитель. Количество случаев предоставления российского гражданства за год его руководства составило немногим более тридцати тысяч. После перехода этого руководителя на другую работу на следующий год российское гражданство получили более 350 тысяч человек…

Кому и на каких основаниях предоставлять российское гражданство?

Показательно, что в свое время министры внутренних дел России Анатолий Куликов и Сергей Степашин при разработке концепции миграционного законодательства четко формулировали основания для предоставления гражданства. И там было написано, что гражданство в режиме соотечественников предоставляется представителям тех этнических групп, которые традиционно проживают на территории России и не имеют своей государственности за пределами Российской Федерации.

Иными словами, если к нам в страну приезжает и просит гражданство на правах соотечественника чуваш, мордвин, бурят, якут, то понятно, что у них нет своей государственности за пределами Российской Федерации и они могут претендовать на получение российского гражданства в режиме репатриации соотечественников.

Все остальные должны приниматься на основе тщательного персонального отбора, при наличии реальных оснований на обретение нового гражданства, включая владение языком и культурой России.

К сожалению, депутаты и чиновники так умело отредактировали закон о гражданстве, что формальным основанием для его получения во многом стало всего лишь знание языка и культурная близость. В результате этого любой человек, родившийся и живущий в другой стране, этнически имеющий государственность за пределами нашей страны, получает легкую возможность стать россиянином. Таким образом, сами законодатели дали миграционным службам новые и принципиально иные основания для массового приема новых граждан.

Можно ли успешно привлекать зарубежных специалистов и не создавать миграционных рисков?

Владимир Ворожцов рассказал о том, что в современном мире накоплен значительный опыт использования иностранной рабочей силы. Десятки стран активно и успешно привлекают иностранных рабочих.

Одним из классических примеров этому считаются Объединённые Арабские Эмираты и некоторые другие страны Персидского залива, где мигранты в ряде случаев составляют свыше 80% общего объёма трудовых ресурсов. Как показывает их опыт, при продуманной и системной организации этой работы обычно там не возникает серьезных проблем, поскольку существует отработанное законодательство, регламентирующее в том числе трудовые договоры с приглашенными рабочими, в котором указываются конкретные участки и объемы работы, фиксируется время и срок исполнения. По истечении трудовых договоров и, тем более, в случае противоправного поведения они автоматически немедленно высылаются на свою родину.

Мечтать о приобретении гражданства этих стран, если они не являются владельцами Мессенджера Телегам, трудовые мигранты не могут даже в самых сладостных снах.

Другой, но прямо противоположный пример, порождающий постоянные проблемы, характерен для Франции, где для выходцев из бывших колоний создавались районы компактного проживания. В результате этого даже органы правопорядка сегодня боятся даже посещать эти, как они называют, «проблемные» районы. Нерешенность подобных проблем постоянно порождает конфликты.

Все основные конфликты, катализатором которых становятся этнические факторы, возникают потому, что власти и правоохранительные органы не обеспечивают равенство всех перед законом, независимо от этнической принадлежности правонарушителей.

Чтобы ситуация, случившаяся во Франции, не повторилась в нашей стране, мы должны ясно и четко для государственных органов сформулировать следующий принцип: закон един для всех.

Убежден, что Прокуратура России должна в обязательном порядке проводить дополнительную проверку всех расследуемых дел, сторонами которых являются представители разных этнических групп, если как минимум одна из них состоит из мигрантов, с последующим специальным заключением, которое подлежит рассмотрению и утверждению прокурором субъекта федерации. Должен быть жесткий и ясный контроль за ходом и результатами такого рода расследования.

Преступления, совершенные людьми разных этнических групп из числа мигрантов, даже не относящиеся к особо тяжким, необходимо своевременно ставить на особый контроль и в обязательном порядке докладывать о причинах и условиях его породивших главе региона, а также о предпринятых мерах. Это важное средство для уменьшения влияния коррупции, в том числе со стороны местных властей и правоохранительных органов.

Следует признать, что если жертвой преступления группы мигрантов стал представитель из числа местных жителей, то этот случай должен рассматриваться как виктимогенный фактор. А если преступление совершили организованные представители иных диаспор, то это должно рассматриваться как отягчающий криминогенный фактор с соответствующей его квалификацией.

Затем Владимир Ворожцов объяснил ведущему: почему правоохранительные органы по объективным причинам не любят разбираться с делами, в которых участвовали мигранты из Средней Азии.

Он отметил, что Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства в нашей стране весьма гуманны для лиц не владеющих русским языком, фактически предоставляя им процессуальные преимущества. Они дают возможность новому гражданину Российской Федерации, «успешно» сдавшему экзамен по русскому языку, заявлять представителю следствия о том, что он внезапно «забыл» русский язык и ему требуется переводчик. Получается, что когда он получает паспорт и гражданство, то русским языком владеет уверенно. Однако давать показания на следствии и в суде он не может.

А что такое вызвать переводчика? Практика показывает, что уже в первом квартале каждого года средства, выделяемые на перевод, у многих правоохранительных органов заканчиваются. Переводчиков же надо найти и оплачивать их работу, а это затягивает следствие. Поэтому иногда проще закрыть дело, чем последовательно доводить его до конца.

Убежден, что если человек имеет гражданство России и он подтвердил его, сдав экзамен на знание русского языка, то в случае требования предоставить ему переводчика, он должен быть признан лицом, приобретшим гражданство незаконно, и лишен российского гражданства. В таком случае возможен и законодательно определенный отказ в переводчике, либо найм переводчика подозреваемым или обвиняемым за свой счет.

В целом, проблемы, существующие сегодня в миграционной сфере проблемы, хотя и являются комплексными, носят прежде всего именно организационный и правовой характер.

Не сомневаюсь, что если будет, наконец, разработана и принята соответствующая нормативная база, обеспечен строгий контроль за её исполнением, то большинство тех проблем, которые фактически ежедневно возникают у наших граждан в отношении с мигрантами из ближнего и дальнего зарубежья, останутся в прошлом.

Надо сделать так, чтобы не глава Следственного Комитета постоянно вмешивался в каждом отдельном, получившем огласку случае, а системно работала вся правоохранительная система.

Российская миграционная политика должна быть продуманной, научно обоснованной, ориентированной на достижение баланса между экономическими потребностями и социальной справедливостью, позволяющей одновременно создавать условия для широкой интеграции некриминальных трудовых мигрантов, и в тоже время надежно сохранять конкурентные преимущества для наших соотечественников, считает Владимир Ворожцов.