На главную

МИГРАНТЫ СТАНУТ ЗАКОНОПОСЛУШНЫМИ ЕСЛИ ЗАКОН БУДЕТ ЕДИН ДЛЯ ВСЕХ. ИЛИ ПОЧЕМУ ВОПРОС ДИАСПОР ВЫЗЫВАЕТ СТОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ

О том каким должно быть миграционное законодательство и как следует решать проблему диаспор рассказал в эфире Радио Комсомольская Правда заместитель Председателя Центрального совета Партии пенсионеров, член Совета по внешней и оборонной политике, заместитель председателя правления Ассоциации ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск России, участник боевых действий, генерал-майор внутренней службы в отставке, доктор философских наук Владимир Ворожцов.

Отвечая на вопрос ведущего передачи «Реальность Виттеля»: а почему любые попытки заговорить всерьез о проблемах, связанных с миграцией и диаспорами, вызывают столь неадекватную реакцию в обществе, и не существует ли у нас в стране огромная коррумпированная схема, из-за который эту тему не хотят обсуждать, Владимир Ворожцов ответил, что на самом деле здесь все намного сложнее.

В вопросах миграции и у нас в стране, и во многих других странах мира, оказались сконцентрированы огромные внутренние и внешние проблемы. Поэтому сводить все только к коррупции было бы не совсем правильно.

Следует помнить, что еще совсем недавно достаточно большое количество политиков, правозащитников, журналистов, особенно либерального толка, под явным воздействием наших зарубежных «партнеров» десятилетиями убеждали общество в том, что в ситуации даже самого тяжелого конфликта или преступления ни в коем случае не следует говорить о национальностях. Мол, все люди равны: «у преступника не бывает национальности». А любое указание на этническую или конфессиональную принадлежность злоумышленника ведет к обострению ситуации и созданию дополнительных противоречий.

Поэтому у очень многих руководителей и даже правоохранителей за эти годы и сформировалось чувство страха и опасения за упоминание чьей-либо этнической принадлежности. Отсюда такие несуразные формулировки – местный гражданин без имени, фамилии и национальности совершил тяжкое преступное деяние. А местный гражданин на деле оказывается недавним мигрантом и представителем некой этнической группы, проживающим в этой местности весьма незначительное время и скрывшийся после совершения преступления под прикрытием своих земляков.

Особое место в этой системе взаимоотношений занимает так называемая проблема диаспор.

Когда мы анализируем вопросы, связанные с диаспорами, то благодаря усилиям накорых «специалистов» часто происходит элементарная подмена понятий.

В классическом понимании социологов диаспора – это социально-культурное, культурно-историческое и, может быть, конфессиональное объединение определенных групп людей, проживающих вне региона их происхождения. Действительно возможна ситуация, когда выходцы с одной территории, носители одного языка и обычаев, не конфликтуя с местными жителями объединяются для того, чтобы глубже изучать культуру своего народа, развивать свои традиции, то любое нормальное государство будет только приветствовать и поддерживать такие объединения.

Однако, совсем другое дело, когда диаспора приобретает свое второе, весьма социально опасное значение. Мы видим, что в ряде регионов и стран диаспоры сегодня – это криминально, конфессионально, финансово, а иногда и идеологически сплоченные группы, во многом построенные на принципах организованного преступного сообщества, да еще и с коррупционным проникновением в органы государственной власти.

В этом случае зачастую приходится говорить о диаспорах как группах, которые в состоянии по звонку в течение двух-трех часов собрать от двухсот до пятисот человек, в том числе вооруженных, для оказания воздействия на оппонентов, а также на происходящие в регионе процессы.

И говорить о том, что на подобные диаспоры не следует обращать внимание общественности, правоохранительных органов и спецслужб, абсолютно ошибочно и опасно.

Надо понимать, что такое понятие как «диаспора» фактически отсутствует в уголовном, уголовно-процессуальном и административном кодексах, других правовых документах, ибо представляет собой исключительно социокультурное явление.

Поэтому, в определенных условиях не предусмотренное законом «привлечение» представителей тех или иных «диаспор» для «решения вопросов» на уровне конкретных сотрудников правоохранительных органов в ситуации, когда у противоположной стороны своих диаспор нет, по сути может трактоваться как нарушение конституционных прав равенства граждан перед законом.

Поэтому не только нормальных людей, но и правоведов настораживают ситуации, когда представители правоохранительных органов говорят, что мы начали расследование преступления и к нам пришли представители «диаспоры», мы привлекли представителей диаспор.

Сам факт ссылки на то, что диаспора в той или иной степени принимает участие в правоохранительной деятельности – это в определенной степени нарушение норм российского законодательства. И такую практику необходимо в обязательном порядке искоренить.

Владимир Ворожцов рассказал, что в течение тридцати двух лет своей профессиональной карьеры в той или иной степени занимался изучением и предотвращением массовых беспорядков. Ему приходилось сталкиваться с ними и в России, и на территории бывшего СССР, ближнем и дальнем зарубежье. Могу сказать, утверждает он, что не видел ни одного конфликта, который был собственно национальным или религиозным. Все конфликты, которые я видел, имели либо социально-экономические, либо социально-политические причины, а национальные или конфессиональные факторы играли роль их вектора или катализатора.

Практика показывает, что все выступления, направленные против преступных деяний мигрантов, по сути своей происходят не из-за того, что мигранты совершают их. Преступлений, к несчастью, в нашей жизни достаточно много. Они случаются из-за того, что правоохранительные органы в том или ином случае должным образом не реагируют на них. Либо реагируют не так, как бы это происходило в случае совершения преступления местным жителем.

В связи с этим Владимир Ворожцов напомнил ведущему о событиях в Москве, имевших место несколько лет назад и возникших в ответ на убийство болельщика футбольного клуба Спартак. Тогда люди массово вышли на улицы с лозунгом: «Закон един для всех!»

В целом, по мнению Владимира Ворожцова, одной из основных причин негативного отношения граждан к мигрантам оказывается ситуация, когда они посредством преимущественно группового поведения, организованной взаимопомощи и координации действий, прикрытия со стороны нередко криминально-лоббистских структур, чаще всего именуемых диаспорами, оказываются в особой социально-правовой ситуации, в чего результате им зачастую предоставляется возможность совершать деяния, обычно недопустимые с точки зрения законов и устоев нашей страны, и за которые коренные жители обычно получают намного более строгое и реальное наказание.