На главную

Максим Бесчастнов об инициативах по решению проблем жилищного фонда на Камчатке

Лидер фракции Партии пенсионеров в Законодательном Собрании Камчатского края Максим Бесчастнов рассказал журналистам камчатского издания «Камлайф» о некоторых партийных инициативах, нацеленных на решение целого комплекса проблем, касающихся модернизации жилищного фонда, повышения качества и доступности коммунальных услуг:

– Прежде всего, хочу обратить внимание на то, что Партия пенсионеров получила представительство в краевом парламенте только в 2021 году и говорить о реализации всего комплекса ее системных инициатив на уровне региона пока еще рано. Однако, не сомневаюсь, что многие наши предложения, сформулированные в программных и политических документах Партии, при условии их практической реализации получат положительную оценку со стороны жителей Камчатского края.

В первую очередь, это касается оказания социальной поддержки пенсионерам и малообеспеченным семьям и гражданам при оплате коммунальных услуг. Как известно, согласно действующим законодательным нормам, семьи в Камчатском крае, как и в большинстве российских регионов, получают субсидию на оплату коммуналки, если эта статья расходов превышает 22% общесемейных доходов.

На сегодняшний день только 27 субъектов Российской Федераци нашли возможность воспользоваться правом самостоятельно снижать планку получения субсидий. Так, в Москве установленный порог составляет 10%, в Санкт-Петербурге – 14%, а в остальных 25 регионах максимальная доля расходов на квартплату колеблется от 15 до 21%.

Для Партии пенсионеров возможность оказания помощи малоимущим семьям по оплате коммунальных услуг по праву считается одной из первостепенных задач, так расходы на них становятся все более неподъёмными. Мы видим, что тарифы и цены растут: на коммуналку, на обслуживание и содержание общедолевого имущества многоквартирных домов, еще твердые коммунальные отходы выделили в отдельную строчку в обязательных платежах. При этом далеко не везде стоят современные приборы учета, так как у людей далеко не всегда есть на них средства.

Поэтому в нашей программе заявлено требование о необходимости снижения для пенсионеров и социально незащищенных групп граждан, прежде всего и на Камчатке, предельного уровня платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги с 22% до 10% дохода семей.

Более того, мы знаем, что помимо показателя доли расходов на оплату коммуналки существуют дополнительные ограничения, существенно сокращающие число получателей субсидий.

Это, во-первых, наличие долгов по оплате жилищно-коммунальных услуг. И, во-вторых, это стандарты жилой площади, т. е. сколько квадратных метров жилья приходится на каждого члена семьи.

Стандарт, как мы знаем, устанавливают власти конкретного региона самостоятельно. Соответственно, если площадь жилья больше принятых в регионе нормативов, то субсидия будет выделена только на норму проживания, а все что выше установленных параметров останется без субсидии. В одних регионах эта норма равна 18 кв. м на человека, в других – 14 или 22. Если квартира больше – за остальное платишь 100%.

Понимая эту проблему, Партия пенсионеров добивается того, чтобы субсидии на оплату квартплаты учитывали фактическую, а не нормативную площадь квартир.

Хочу обратить внимание на то, что некоторые законодатели заявляют, мол, зачем помогать человеку, который живёт в большой квартире – он может её продать и переехать в маленькую, «по норме», да ещё денег на этом заработать. Но только не во всех населенных пунктах это можно сделать, а пожилые люди на старости лет вообще не хотят (да и не могут) заниматься переездами.

Мы в Партии пенсионеров убеждены, что в случае законодательного утверждения наших предложений, удастся стабилизировать ситуацию в данной сфере, а получателей субсидий станет значительно больше, в том числе и на Камчатке. И это станет реальной мерой социальной поддержки нуждающихся граждан.

Что касается вопроса о модернизации жилого фонда, хочу обратить внимание на инновационное предложение Партии пенсионеров о необходимости развития института субсидируемой аренды жилья. Мы убеждены, что именно такое жилье должно стать основой для комплекса мер по ликвидации аварийного и ветхого жилья. Реализация инициативы Партии пенсионеров позволит проживающим в нем гражданам переехать из аварийных и ветких домов в современное арендное субсидируемое жилье, что имеет особое значение для Камчатского края.

Основной закон Российской Федерации — Конституция (ч.3 ст. 40) четко установил, что «малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

Именно «другими жилищными фондами» могут и должны стать арендные жилищные фонды (многоквартирные и жилые дома) с обязательным субсидированием платы за найм и проживание в них.

Партия пенсионеров считает, что формирование арендного жилищного фонда следует вести в рамках проекта государственно-частного партнерства на базе ряда норм Гражданского кодекса Российской Федераци.

Здесь предусмотрено (часть 2 статьи 671), что арендатором жилищных фондов (многоквартирных домов) может быть только юридическое лицо. При этом арендатор имеет право заключать договоры найма (Глава 35 Гражданского кодекса) только с физическими лицами. Эта конструкция норм закона и положена в основу предлагаемой схемы организации проекта по созданию института субсидируемого найма жилищного фонда.

Коммерческая структура, построившая дом и принявшая его на баланс, будет заключать договор с арендатором в лице уполномоченного органа местной администрации, функцией которого станет управление объектом жилищного строительства и предоставление жилых помещений по договорам коммерческого найма жилых помещений нуждающимся домохозяйствам, в том числе, тем кому будут предоставляться компенсации для оплаты договоров найма.

Партия пенсионеров считает, что размер таких компенсаций должен определяться отдельно для каждого домохозяйства с учетом доходов нанимателя и таких факторов, как например, размер семьи, число детей или наличие в семье хронических заболеваний, а также особенностей региона.

Компенсации также должны предоставляться и семьям рабочих или служащих, социальная поддержка которых является функцией публичной власти – молодым семьям, учителям, врачам и др. С учетом специфики Камчатки внебюджетные компенсации могут выплачивать и предприятия, остро нуждающиеся в привлечении рабочей силы и специалистов.

Разумеется, всем участникам проекта формирования арендного жилищного фонда должны быть предоставлены преференции, снижающие их затраты на строительство и эксплуатацию арендного жилья. Ведь каждое такое снижение будет приводить к снижению платы за наем и, следовательно, к снижению общего объема бюджетных средств, выделяемых на адресные компенсации.

Особенность предлагаемой схемы состоит в том, что ключевой договор в ней – договор найма жилого помещения в арендном доме коммерческого использования, практически полностью может регулироваться нормами Главы 35 Гражданского кодекса РФ (Наем жилого помещения), которая в существенной мере определяет права наймодателя и нанимателей, защищает их права и законные интересы.

Правовым основанием для выплаты субсидий нанимателям жилья в арендных жилищных фондах сегодня может быть предусмотренное Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 160) право субъектов Российской Федерации предоставлять «отдельным категориям граждан…компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов».

Убежден, что формирование арендных жилищных фондов и субсидируемого найма жилых помещений будет способствовать увеличению объемов строительства наемных многоквартирных домов (до 30% от общего объема строительства в России), в которых цена договора найма будет доступна пенсионерам и социально незащищенным группам граждан, при этом их платежи будут субсидироваться за счет бюджетов в зависимости от уровня доходов каждого домохозяйства.

Хочу отметить, что в настоящее время в Парти пенсионеров ведется квалифицированная разработка проектов более двадцати пяти нормативных актов, направленных на коренные изменения в правовом регулировании отношений в сфере жилищного и коммунального хозяйства, и мы готовы в дальнейшем подробно ознакомить с ними ваших читателей.