На главную

Можно ли говорить и не материться?

Обращая внимание на эту актуальную для миллионов людей тему, Партия пенсионеров хочет подчеркнуть, что ненормативная лексика – это зло, подобно плесени разъедающая повседневную жизнь современного общества.

Следует также понимать, что понятие ненормативная лексика значительно шире, чем просто нецензурная брань, за употребление которой в общественных местах можно, хотя и крайне редко, получить наказание в виде штрафа.

По мнению филологов основу нецензурной брани составляют всего три-четыре корня, отражавшие еще в языческие времена суть интимной жизни, а затем попавшие под запрет в период установления основ христианской морали.

Весь остальной словарный запас, причисляемый к ненормативной лексике, составляют в основном жаргон и сленг, характерный для определенных социальных или этнических групп, различаемых по возрасту, профессиональной принадлежности и роду деятельности.

Сегодня, когда нецензурные диалоги в общественных местах, особенно среди молодежи и подростков, превращаются в обыденность, невольно вспоминается стихотворение Владимира Маяковского, знакомое большинству представителей старшего поколения, о том, как «кроха сын пришел к отцу и спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо?».

Великий советский поэт, будучи уверенным в незыблемости авторитета старшего поколения, сумел понятно и доходчиво донести до малыша основные правила поведения и принципы жизни в обществе.

Однако, сегодня, когда авторитет старшего поколения, по праву считавшегося ранее главным хранителем духовных и нравственных традиций в обществе неуклонно снижается, у молодого поколения появляются и более примитивные примеры для подражания.

К сожалению, большинство представителей современной молодежной масс-культуры, наоборот, культивируют скабрезные шутки, жаргон и нецензурную брань, полагая, что именно так они легче завоюют сердца юных поклонников и увеличат свое благосостояние.

Причем делают они это посредством не только личного общения и социальных сетей, но и зачастую с использованием возможностей радио и телевидения.

Следует признать, что на практике в большинстве случаев это оказывается более доходчиво, чем влияние семьи и системы образования.

Как это ни грустно признавать, но свою лепту в «засорение» языка внесли и современные высокотехнологические средства массовой коммуникации. Упростив до предела процесс общения в социальных сетях, они постепенно отучают подростков и молодых людей читать литературные произведения и пополнять свой словарный запас.

Зачем задумываться над тем, как выразить какой-либо развернутой фразой свое отношение к новости или событию, когда можно уподобиться персонажу сатирического произведения «Двенадцать стульев» Эллочке-людоедке и воскликнуть «ого-го» или поставить смайлик.

Но теперь это не единичный случай, как во времена Ильфа и Петрова, а пример понятного и доступного для молодежи языка общения.

Говоря о примитивизации способа выражения своих мыслей, следует подчеркнуть и негативную роль современной школы, в которой, благодаря печально известным реформаторам о педагогики, фактически исчезли такие хорошо знакомые старшему поколению работы как изложение или сочинение.

Примерно то же самое происходит и в высшей школе. Избавив студентов от обязанности конспектировать научные труды по гуманитарным дисциплинам, их лишили возможности вырабатывать навыки кратко и грамотно излагать смысл прочитанного.

Нынешняя ориентированность системы образования на достижение результата посредством решения тестовых заданий, где вместо фраз ставятся исключительно графические знаки, значительно обедняет процесс обучения и не формирует стимулов для расширения кругозора и формирования подлинного богатства словарного запаса.

Мы в Партии пенсионеров убеждены, что бороться с массовым распространением ненормативной лексики можно и нужно. Противостояние мату – по сути это борьба за нашу культуру и духовность. Полностью вытеснить его из социальной жизни пока еще никому не удавалось, но максимально исключить мат из сферы повседневного общения, средств массовой информации, кино и театра, сделать его общественно нетерпимым, превратить в существенный фактор самоунижения человека вполне возможно

Для этого необходимо вспомнить, что раньше нормы поведения в обществе и нравственные ориентиры формировались в ходе системного и целостного процесса обучения и воспитания в школе, строгого социального контроля старших, под влиянием творчества величайших деятелей отечественной культуры, признанных и уважаемых во всем мире.