Как часто вместо системной работы по повышению уровня жизни наших граждан, их зарплат и пенсий, эффективному развитию внутреннего производства, повышения количества необходимых людям товаров, что закономерно приводит к снижению цен на них, нам предлагают легкие решения - быстро что то запретить. Причем не себя, а у других.
В этой связи Партия пенсионеров хочет обратить внимание на инициативу Российского птицеводческого союза, предложившего ограничить наценку магазинов на продукцию птицеводства до 10 процентов от ее стоимости.
По мнению инициаторов, в условиях роста цен на продукты питания эта мера могла бы помочь сдержать инфляцию и обеспечить доступность продуктов для населения, особенно для людей старшего возраста с ограниченными доходами. Казалось бы, эту меру следует немедленно поддержать. Но о динамике самих цен на продукцию птицеводства почему то в этой инициативе ни чего не говорится…
В связи с этим Партия пенсионеров хочет напомнить, что как партия мудрых людей, испытавших на себе немало экономических экспериментов правителей разных лет, неоднократно указывала на опасность чрезмерного, особенно популистского применения запретительных мер.
Практика свидетельствует о том, что жесткий административный контроль цен часто приводит к дефициту, снижению качества товаров и нарушению рыночных механизмов. Ограничения наценок могут вызвать нежелательные последствия, такие как уход производителей и продавцов в тень или сокращение предложения продукции. Из истории советских времен многие хорошо помнят как пустые прилавки некоторых магазинов, так и процветание процессов, известных в то время как спекуляция.
В качестве разумной альтернативы для сдерживания цен Партия пенсионеров настоятельно предлагает чиновникам и многочисленным инициаторам создания «волшебных экономических палочек» воспользоваться методами стратегического планирования, разработанными в советское время и усовершенствованными сейчас ведущими российскими учеными экономистами-кибернетиками в динамическую модель межотраслевого баланса.
Именно стратегическое планирование, осуществляемое на общегосударственном уровне, позволяет реализовать комплексный подход для сдерживания роста цен и снижения уровня инфляции.
Заявляя о реальных преимуществах стратегического планирования, мы особо подчеркиваем, что никто не говорит о том, как многим кажется, что государство должно навязывать ценовую политику бизнесу. Это утверждают люди либо очень далекие от понимания, что такое динамическая модель межотраслевого баланса, либо сознательно искажающие предлагаемые механизмы решений.
Как раз именно стратегическое планирование учитывает влияние цен рынка на пропорции плана, потому что в зависимости от того, что нравится людям, соответственно производители будут менять свое предложение в этом направлении, то есть будут осуществлять целевые инвестиции.
А государство в данном случае выступает всего лишь координатором, обеспечивающим необходимыми ресурсами выбранный социально ориентированный вектор развития.
Если предприниматель по собственному желанию хочет что то, по его мнению нужное и полезное, создавать или производить, то не следует ему в этом мешать. Но делать это он должен за свой счет и в рамках собственных рисков.
Если же бизнес желает получать государственные инвестиции и преференции, то он должен выполнять соответствующие требования государства, которые накладываются на порядок использования этих инвестиций, чтобы все виды бизнеса гармонично и скоординированно работали в интересах роста реальных доходов граждан и установления разумной ценовой политики.
Говоря об еще одном направлении работы по сдерживанию роста цен, Партия пенсионеров предлагает усиливать меры социальной поддержки, направленные на защиту наиболее уязвимых слоев населения. Это может быть предоставление льгот на покупку продуктов первой необходимости, расширение программ адресной помощи и субсидий.
Таким образом, Партия пенсионеров, признавая необходимость обуздания роста цен на продукты питания, отмечает, что запретительные меры должны применяться продуманно, крайне осторожно и в сочетании с другими, более гибкими инструментами действительно экономической политики.