О необходимости отказа от бакалавриата и возврата к классическому образованию заявил министр науки и высшего образования Михаил Фальков.
Востребованность этого шага для нас абсолютно очевидна. Вот уже три десятилетия подряд мы видим постоянное и зачастую совершенно неэффективное реформирование нашей системы образования.
Причем строилось оно по «классическим» лекалам фискально-монетаристских либеральных теорий, ориентирующихся исключительно на тривиальную экономию расходов, а не на достижение стратегических задач построения достойного будущего нашей страны и формирования молодого поколения, способного его обеспечить.
Как партия мудрых людей мы отказываемся считать устаревшим тот формат образования, который успешно прошел испытание временем и в течение многих веков давал обществу великих мыслителей, ученых и высокообразованных граждан.
Мы убеждены, что именно классическое образование не только передает знания, но и формирует в человеке творческое мышление, развивает аналитические способности и воспитывает гражданскую ответственность. Эти ценности, несмотря на любые технологические изменения, всегда были и будут считаться ключевыми для формирования цельных личностей.
Для нас принципиально важно, что основа классического образования – это его фундаментальность.
Мы убеждены, что только 5–6 лет непрерывного обучения по специальности обеспечит качественную подготовку кадров и позволит возродить столь необходимую сегодня отраслевую промышленность и экономику страны. Без этого никакое реальное эффективное развитие невозможно.
Современным реформаторам отечественной системы образования, оперировавших исключительно бухгалтерскими категориями, мы напоминали о знаменитом докладе, подготовленном в 1959 году ведущими экспертами Североатлантического блока НАТО и достаточно объективно раскрывающим главные причины того, почему советская система образования за очень короткий временной отрезок стала надежным фундаментом для обеспечения доминирующего положения страны по всем основным направлениям мировой науки и техники.
Так, изучив программы подготовки в технических вузах, они отметили, что в каждой из них 10 процентов времени отводится высшей математике и столько же - физике. Таким образом, они сделали сделать вывод, что рост количества обученных специалистов и ощутимый технологический прогресс достигаются не за счёт «поверхностных» действий.
В своем докладе они подчеркивали, что математика в СССР - самая престижная область знания. Даже в научных работах по машиностроению или физике советские учёные много внимания уделяли математическим выкладкам.
Натовские эксперты признавали, что там, где западным учёным нужна серия экспериментов, советские математики легко решают задачу «на бумаге». Это позволяло опустить множество промежуточных стадий. Именно этой особенностью они объясняли прогресс СССР в аэродинамике или химических технологиях.
Они также отмечали, что в Советском Союзе математика взаимно обогащает разные дисциплины и способствует междисциплинарному обмену идеями. Занятия математикой в школах приветствовались и поощрялись. Для старшеклассников проводились конкурсы и олимпиады на всех уровнях - от городского до национального. Одарённых молодых людей рано выявляли и способствовали их дальнейшему обучению.
Аналогичный подход, по мнению натовских экспертов, обеспечивал передовые позиции и в области физики, и химии.
Понимая, что сегодня перед страной стоит задача воссоздания передового и во многом утраченного за последние десятилетия промышленного и научного потенциала. Поэтому об этом опыте классического образования надо не только вспоминать, но и претворять его в жизнь в новых исторических условиях. Именно об этом мы написали в своих наказах Президенту России, отметив, что российское образование должно восстановить основные, наиболее оправдавшие себя принципы русской и советской классической школы, но на уровне, полностью соответствующем реальностям и перспективам двадцать первого века.
Партия пенсионеров последовательно выступает за образование, опирающееся на оправдавшие себя исторические традиции, способствующее интеллектуальному, профессиональному, культурному и социальному росту нашего общества.