Сегодняшний обзор, посвященный обсуждению столь актуального для современного российского общества вопроса о необходимости формирования социальной ответственности бизнеса, мне хотелось бы начать со слов всемирно известного предпринимателя, мецената, коллекционера произведений русского изобразительного искусства, основателя Третьяковской галереи Павла Михайловича Третьякова, отмечавшего, что «моя идея была, с самых юных лет, наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось также обществу…».
Вспомнить это изречение человека, подарившего многим миллионам граждан нашей планеты уникальную возможность наслаждаться высочайшими образцами мирового художественного творчества и потому справедливо заслужившего благодарную память и уважение со стороны потомков, заставило то, что сегодня в нашей стране в понимании социальной ответственности бизнеса, вопреки здравому смыслу и опыту предшествующих поколений, наоборот, доминирует исключительный прагматизм.
Мол достаточно удовлетворять основные потребности общества в конкурентоспособных товарах и услугах, платить наемным работникам не совсем нищенскую зарплату, своевременно и в полном объеме оплачивать социальный налог, и этого достаточно.
К сожалению, этот технократический постулат, десятилетиями навязываемый нашему обществу идеологами либеральных и монетаристских учений и абсолютизирующий «бухгалтерское» понимание роли предпринимательства, на практике неизбежно порождает малоэффективную социальную политику, а также приводит к опасной «оптимизации» здравоохранения, признанию образования сферой услуг и многому другому, что вызывает тревогу и непонимание со стороны наших граждан, и, особенно, старшего поколения, выросшего и воспитанного в иной системе ценностей.
Безусловно, для западного социума, признающего высшим мерилом справедливости культ конкуренции, такая идеологическая доктрина может показаться вполне естественной. Однако убежден, что для российского общества, исповедующего иное понимание принципов социальной справедливости, современные фискальные модели взаимодействия бизнеса и внеэкономических сторон жизни людей представляются абсолютно неприемлемыми.
Для подтверждения правильности моей мысли достаточно привести некоторые примеры из великой истории нашей страны, показывающие то, как эффективная и востребованная социальная политика становилась естественным следствием развития экономического потенциала.
Если говорить о советском времени, то хотелось бы вспомнить такой масштабный отечественный проект, не имеющий аналогов в мировой истории, как план ГОЭЛРО.
Из истории мы хорошо знаем, что в ходе реализации плана ГОЭЛРО, помимо непосредственной электрификации, были заложены самые прочные основы для успешной индустриализации страны, созданы реальные предпосылки для эффективного развития промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства.
Кроме того, в нем была предусмотрена и электрификации железнодорожного транспорта.
Показательно, что уже в 1934 году наша страна смогла полностью отказаться от приобретения импортного оборудования для нужд энергетики.
Не менее важно, что реализация плана ГОЭЛРО была привязана и к территориальному развитию. В качестве примера могу напомнить, что именно тогда началось освоение Кузнецкого угольного бассейна, вокруг которого в короткие сроки возник новый промышленный район.
Естественно, что в ходе этого масштабного проекта решался и целый комплекс социальных вопросов. Создавались новые рабочие места, строились новые, современные города и дороги, готовились кадры для работы на открывающихся предприятиях, неуклонно повышалась производительность труда и росли доходы граждан.
Выражаясь современными терминами можно сказать, что определив в то время энергетику в качестве ведущего фактора движения вперед, советское руководство заложило прочнейший фундамент для «прорывного» развития всего промышленного потенциала страны и тем самым гарантировало неуклонное повышение уровня жизни для своих граждан, наглядно продемонстрировав всему миру возможность единства экономических и социальных сторон жизни общества.
Если же брать примеры из более давней истории, то следует вспомнить уникальный опыт работы российских промышленников и предпринимателей 19 и начала 20 веков. Известно, что подавляющее большинство из них происходило из семей староверов. В связи с этим, очень показательно, что для староверов, в силу их религиозных убеждений, успешность бизнеса никогда не могла быть только личной, она могла быть только коллективной.
Руководствуясь именно таким пониманием купец Морозов уже в начале 1860 годов, открыл на собственной Никольской мануфактуре «Саввы Морозова и Ко» больницу на 100 коек. Затем лечебные учреждения появились на других четырех заводах, принадлежащих ему. Они обслуживали почти 6,5 тысяч рабочих-ткачей и тратилось на них в среднем 100 тысяч золотых рублей в год.
Еще один показательный пример касается семьи купцов-староверов Красильщиковых. В 1889 году, чтобы ликвидировать поголовную неграмотность на их фабрике было открыто начальное училище для обучения заводских работников и членов их семей. Как свидетельствуют историки, за 10 лет число неграмотных мужчин на их фабрике снизилось до 34%, а к 1913 году неграмотных осталось всего 17%.
В целом, анализируя деятельность промышленников и предпринимателей, вышедших из семей староверов, следует подчеркнуть, что для них бизнес никогда не был средством достижения максимальной прибыли. Главным и определяющим элементом предпринимательства было процветание семьи, целостного организма, в котором соединялись религиозный, нравственный, экономический и социальные аспекты.
Не случайно, что фамилии известных купцов-староверов, таких, как упомянутые уже Третьяков и Морозовы, плюс Щукины, Солдатенковы и многие другие, даже спустя много лет остаются в сознании российских граждан яркими и благородными символами благотворительности, признающими неразрывную связь предпринимательской деятельности с развитием социальных благ и торжеством нравственных ценностей.
Поэтому, анализируя богатейший опыт предшествующих поколений, хочу особо подчеркнуть, что развитие системы благотворительных фондов, непосредственное участие в финансировании общественно значимых культурных, спортивных, образовательных, оздоровительных и других социальных программ должно сегодня стать естественной социальной составляющей успешного российского бизнеса.
Это особенно важно для нашей страны сегодня, когда государство по объективным и субъективным причинам не в состоянии удовлетворительно решать весь комплекс многогранных социальных задач, связанных с повышением качества жизни людей.
По мнению Партии пенсионеров, социальная ответственность бизнеса должна быть направлена, в том числе посредством механизмов инвестирования, на создание важнейших объектов социальной инфраструктуры. Таких, как жилье, коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт всех видов, связь, больницы и поликлиники, школы, спортивно-оздоровительные центры, объекты культуры, благотворительности и пр.
Вспоминая позитивный опыт наших предшественников, предпринимателям следует также на определенных этапах заботиться и о текущих затратах на содержание всех этих объектов, организацию процессов образования, здравоохранения, жилищно-бытовых услуг и т.д.
Выделяя наиболее проблемные точки, социально ответственному бизнесу следует обратить самое пристальное внимание на развитие малых городов и сел.
Так, согласно данным статистики, строительство нового жилья сосредоточено только в только в 308 российских городах из 1117 существующих (или в 27,5%). В остальных же городах, где проживают примерно 24 млн российских граждан, остается уповать на социальное жилье, которое может быть построено только в том случае, если в региональном или муниципальном бюджетах вдруг появятся свободные средства.
Зная о том, что в 90% регионов страны дефицитные бюджеты, надежда приобрести новую квартиру обретает реальные очертания только в крупном мегаполисе.
Как известно, в прежние, советские, времена развитие малых городов определялось промышленно-экономической целесообразностью. Как правило, большая часть городского населения трудилась на предприятии, которое, в свою очередь, брало на себя базовые социальные и культурные задачи по обслуживанию населения.
Сегодня, когда большинство этих градообразующих предприятий закрыто, а то и примитивно разрушено, население оказалось и без работы, и без надежды на развитие. В этом смысле миграция в крупные города остается для него единственным условием для выживания.
Однако, неестественное укрупнение и без того огромных мегаполисов в ущерб малым городам и селам все же следует рассматривать в качестве тупикового вектора движения.
Искусственная перекачка материальных, финансовых средств и человеческого потенциала из малых городов и сел, лишение их последних элементарных человеческих удобств, закономерно приводит к необратимым и крайне опасным демографическим и социальным дисбалансам.
Надо понимать, что если мы не сможем их устранить в ближайшее время, то рискуем получить вместо некогда процветающих территорий обезлюдевшие города и села.
Не менее серьезного внимания заслуживает проблема инвестирования в медицину. К сожалению, современные предприниматели забыли опыт знаменитых предшественников и стремятся, как можно скорее, избавиться от собственных медицинских учреждений, перекладывая ответственность за здоровье сотрудников на страховые компании.
Это, по сути, и есть то самое яркое проявление бухгалтерской логики, вопреки здравому смыслу и сложившимся традициям.
Сегодня много говорится об инвестиции в человеческий капитал. Для того, чтобы перейти от деклараций к реальным делам следует вспомнить советский опыт организации заводов-втузов, когда промышленная компания совместно с высшим учебным заведением представляла собой единую учебно-производственную и научную систему с целью не только подготовки новых кадров, но и систематического повышения их квалификации, а также проведения прикладных научных исследований.
Должен признать, что подобных примеров проявления социальной ответственности бизнеса в нашей истории было великое множество. В связи с этим хочу напомнить еще одну из главных заповедей купцов-староверов, гласящую, что хорошая фирма могла торговать дешевле, чем ее конкуренты, но эта дешевизна не должна была идти за счет экономии затрат на персонал.
В заключении своего обзора хочу обратить внимание на то, что среди традиционных ценностей нашего общества столетиями было понимание того, что богатство и процветание предпринимателей должно быть тесно связано с общественным благополучием.
Именно такая установка помогает строить сильное и солидарное общество, где каждый гражданин способен внести свой вклад в развитие страны.
Партия пенсионеров убеждена, что благотворительность и социальное предпринимательство являются важным фактором укрепления социальной стабильности и безопасности государства, позволяют не только помогать нуждающимся, но и укреплять общественную структуру, создавая равные возможности для всех.
Владимир Бураков, Председатель Центрального совета Партии Пенсионеров