В сегодняшнем обзоре нам предстоит обсудить важную и очень болезненную тему – будущее малых городов России, формировавших на протяжении многих веков базисные основы российской духовности и национальной идентичности, вносивших неоценимый вклад в развитие отечественного промышленного и научного потенциала.
Заострить внимание на этой проблеме нас вынуждают регулярно появляющиеся прогнозы современных футурологов, утверждающих, что основной тренд нынешнего территориального развития России – это неуклонное увеличение мегаполисов на фоне постепенного угасания и деградация малых городов.
В своих прогнозах, основанных на анализе существующей практики, они отмечают, что к 2035 году не менее 80 млн россиян будут жить в крупных агломерациях, где и будет сосредоточен основной экономический потенциал страны.
На этом фоне оставшимся жителям малых городов будет уготована незавидная функция свидетелей угасания и обслуживания в лучшем случае туристических интересов жителей крупных мегаполисов.
В целом, по мнению футурологов, произойдет закономерная люмпенизация населения, проживающего на этих территориях, поскольку оно не сможет встроиться в новую технологическую реальность, что в итоге и приведет к росту деклассированного населения.
К сожалению, эти печальные прогнозы появились не на пустом месте. Если посмотреть данные статистики, то на сегодняшний день в деревнях и селах Российской Федерации проживает примерно 25% населения страны, или 37 миллионов человек, а в малых городах сконцентрировано около 20% всего городского населения.
Казалось бы, что не смотря на все сложности и проблемы они вполне могут и должны эффективно развиваться. Однако, из-за несовершенства действующего законодательства, в том числе налогового, основанного на фискальных принципах либеральной экономики, происходит постоянная перекачка материальных ресурсов, финансовых средств и человеческого потенциала из малых городов и сел в более крупные агломерации, что лишает их элементарных условий для организации нормальной жизнедеятельности своего региона.
Перераспределив налоговые поступления в пользу регионального и федерального центра, законодатели обязали дотационные города и поселки фактически за счет местных налогов нести в полном объеме бремя социальных расходов. Реализация этих парламентских новаций приводит на практике к формированию крайне негативных территориальных и социальных дисбалансов.
Анализируя данные, полученные в ходе различных исследований, видно, что число россиян, готовых к переезду в другой город, в настоящее время неуклонно растет. Так, если несколько лет назад о переезде в другие регионы задумывались только 28% опрошенных, то сейчас эта цифра увеличилась до 42%.
Примерно такая же динамика отмечается применительно к тем, кто рассматривает переезд в другой регион ради возможности найти новую работу. Если ранее число таких респондентов составляло 18%, то сейчас оно выросло до 28%. В целом, по мнению экспертов, жители малых городов прежде всего рассматривают переезд как шанс получить качественное образование и найти востребованную работу с достойной оплатой.
Еще одна существенная причина, заставляющая людей покидать родные места – отсутствие надежд на получение нового и комфортного жилья. Так, согласно данным статистики, строительство нового жилья в Российской Федерации сосредоточено только в только в 308 российских городах из более чем 1117 существующих (или в 27,5%). Причем из общего количества городов России только тридцать процентов имеют население свыше пятидесяти тысяч человек.
В остальных же городах гражданам остается уповать на социальное жилье, которое может быть построено только в том случае, если в региональном или муниципальном бюджетах вдруг появятся свободные средства. Зная о том, что в 90% регионов страны дефицитные бюджеты, надежда приобрести новую квартиру обретает реальные очертания только в крупном мегаполисе.
И в этом смысле миграция в крупные города остается для многих людей единственным условием для собственного дальнейшего развития.
При этом футурологи умудряются умело замалчивать существующие многочисленные проблемы мегаполисов, прежде всего нарастающие тяжелые экологические и транспортные, а также риски техногенных и коммунальных катастроф, широкого распространения инфекционных заболеваний.
Сосредоточение значительного количества людей на небольших территориях в современном нестабильном мире создают значительные риски и в плане оборонной безопасности, что отлично понимали военные специалисты в советское время.
В связи с этим хочу напомнить, что в прежние времена развитие малых городов определялось промышленно-экономической целесообразностью. Как правило, большая часть городского населения трудилась на предприятии, которое, в свою очередь, брало на себя базовые социальные и культурные задачи по обслуживанию населения.
Хотя наиболее ярко данная тенденция проявилась в советское время, не следует забывать, что традиционное развитие российского промышленного потенциала, особенно горно-металлургического, еще с петровских времен шло именно путем создания рабочих поселений вокруг создаваемых промышленных предприятий.
Для более полной иллюстрации своей мысли хочу напомнить об уникальных примерах из отечественной истории, доказавших, что продуманное территориальное развитие малых городов приносило не только экономическую эффективность, но и создавало самые широкие возможности для решения социальных вопросов и развития личности каждого жителя.
Так, знаменитый на весь мир Новосибирский Академгородок начал создаваться в 1957 году в соответствии с научно обоснованными градостроительными методиками. Всего через четыре года в Академгородке был построен университет и 14 различных академических научных институтов, охватывающих весь спектр естественных наук, а также математику и медицину.
Оценивая содержательную работу Новосибирского наукограда, следует признать, что уже в 60-е годы прошлого столетия там сформировалась особая экосистема, связывающая науку, образование и производство. Там по настоянию идейного вдохновителя создания Академгородка, выдающегося ученого-математика, академика АН СССР, Героя Социалистического труда, Лауреата Ленинской премии Михаила Лаврентьева работа строилась на основании принципа единства «наука-кадры-производство».
Не менее фундаментально были решены вопросы, связанные с возведением самого городка. Первоначально для Академгородка была выбрана свободная от какой-либо застройки территория около недавно созданного Обского водохранилища. Основная часть этой территории была покрыта зелеными массивами.
При строительстве городка все было подчинено четкому функциональному зонированию, где все зоны располагались в логической последовательности: жилая, культурно-бытовая, научная, производственная. При этом основная жилая зона занимала площадь в 400 га, половина которой была покрыта смешанным лесом. В ней проживало около 35 тысяч человек.
Примерно в то же время был реализован не менее масштабный проект в подмосковном Зеленограде, когда обычная деревня Крюково превратилась в центр электронной промышленности страны. Показательно, что для реализации этого проекта активно использовались трудовые мигранты. Однако это были не современные дворники, таксисты или разнорабочие, а высоко квалифицированные работники, способные работать на передовом технологическом оборудовании.
В городе был построен и открыт один из самых передовых на то время учебных центров – Институт электронной техники.
Если вспомнить о том, как развивалась атомная энергетика, то следует сказать, что многие выпускники вузов, а также высококвалифицированные специалисты, охотно переезжали и оставались жить в малых городах, возводимых рядом с атомными станциями. У всех в памяти такие населенные пункты, как Нововоронеж, Курчатов, Сосновый Бор и другие города, например Обнинск, оставившие яркий след в истории нашей страны.
Малые города – не только наследие советской эпохи. Достаточно вспомнить о таком уникальном явлении, как Иннополис, расположенном в Верхнеуслонском районе Республики Татарстан и являющимся одним из немногих построенных с нуля городов постсоветской России. Иннополис – это один из трех наукоградов Российской Федерации, созданных для развития информационных технологий и инновационных высоких технологий, удивительно уютный и удобный для жизни город.
Однако я хотел бы обратить внимание на то, что приведенные выше примеры касаются в основном городов с короткой историей существования. Следует понимать, что на сегодняшний день в нашей стране существует еще около 2500 городов и поселков, прошедших славный многовековой путь исторического развития. Их роль и в экономическом, и в нравственном развитии нашей страны чрезвычайно велика.
В их числе такие города, как всемирно известные Переяславль, Углич, Ростов Великий, Суздаль и многие другие. Перечисляя эти названия, каждый образованный человек вспомнит, что в Переяславле родился Александр Невский, а Петр 1 построил один из первых ботиков, давших начало российскому флоту. История, случившаяся в Угличе в конце 16 века, оказала существенное влияние на последующее развитие нашей страны. И такие примеры можно приводить до бесконечности. Они существуют фактически в каждом российском регионе. А значит внимание к этим городам, как хранителям великой отечественной истории, должно всячески способствовать их дальнейшему развитию.
В них, помимо сохранения исторических памятников, следует создавать благоприятную среду для жизни, образования и труда. Каждый житель этих городов должен иметь доступ к качественной медицинской помощи, образованию высокого уровня, атмосфере культурных мероприятий и разнообразным возможностям для самореализации.
Но, прежде всего, речь должна идти об обеспеченности жителей малых городов высокооплачиваемыми рабочими местами, что в настоящее время при реализации принципов стратегического планирования экономики вполне достижимо.
В целом, Партия пенсионеров сегодня призывает всех к обсуждению и внедрению принципиально иной концепции малых городов нового поколения. Эти города должны быть центрами развития, инноваций и культурного наследия. Города, где сбываются мечты молодых ученых, специалистов, где преемственность поколений будет воплощаться не только в словах, но и в реальных возможностях. Мы уверены, что в этом случае развитие малых городов может стать одним из оснований к стабильному и устойчивому развитию всей страны.
Конечно, многое зависит и от инициативы и творчества самих жителей малых городов. Одним из наглядных примеров это служит история города Мышкина Ярославской области, фактически за одно десятилетие яркими и энергичными усилиями местных неравнодушных граждан превратившегося в крупный туристический и культурный центр.
Однако следует признать, что в настоящее время законы Российской Федерации в основном пишутся жителями мегаполисов в интересах жителей мегаполисов. Поэтому создание нормативной базы эффективного развития малых городов и современного села – важнейшая и первоочередная стратегическая задача российского законотворчества.
Партия пенсионеров убеждена, что развитие местного самоуправления, полноценное финансирование муниципалитетов – это краеугольный камень для социально ориентированного территориального развития. Муниципальная власть должна быть самостоятельной. Необходимо существенно пересмотреть межбюджетные отношения муниципальной, региональной и федеральной власти с целью максимального наполнения бюджетов муниципального уровня. Только в этом случае малые города и села могут получить шанс на реальное развитие, а не на строительство потемкинских деревень ради отчета.
Надо понимать, что малые города – это не просто географические точки на карте, а важные элементы культурного и социального многообразия России. Они несут в себе неумирающее наследие предков и несравненную красоту и атмосферу природы, которую невозможно воспроизвести в мегаполисах. Не случайно, что многие из участников заседаний партийного Клуба Мудрецов регулярно подчеркивают, что без сохранения нашей великой истории и культуры мы становимся безответственными перед прошлым. И оно нас в таком случае обязательно наказывает.
Давайте совместными усилиями преобразим малые города, превратив их в места, где хочется жить и трудиться,, где сбудутся мечты каждого жителя, где прошлое переплетается с будущим, и где каждый сможет наслаждаться полноценной жизнью.
Мы можем и должны думать о коренном изменении и всей градостроительной политики в нашей стране, ибо разрастающиеся мегаполисы создают себе все больше трудно разрешимых проблем, в том числе и транспортных. Все они достаточно легко решаются посредством строительства удобных для жизни и работы городов-спутников.
Завершая свой обзор, хочу подчеркнуть, что Партия Пенсионеров стремится к созданию условий для процветания каждого уголка нашей великой страны, обеспечения единого стандарта социальной защиты гражданину, независимо от того, в коком регионе и каком населенном пункте он живет.
Владимир Бураков, Председатель Центрального совета Партии Пенсионеров