Сегодня, когда избирательные комиссии уже определили круг участников предстоящего Единого дня голосования, назначенного на 6–8 сентября 2024 года, считаю, что наступило время самым подробным образом рассказать как о тех новаторских и уникальных инициативах, предложениях и рекомендациях, с которыми Партия пенсионеров обращается к российским гражданам, так и об их оценке Партии пенсионеров как российского политического явления.
Сразу в нескольких регионах Российской Федерации, во время наших многочисленных встреч и откровенных, принципиальных разговоров с избирателями, мы столкнулись с неожиданной для себя оценкой: для нас, говорили они, Партия пенсионеров является единственной реальной оппозиционной партией, главным достоинством которой является то, что это Партия конструктивной оппозиции.
Вы не примитивно поливаете грязью предпринимаемые властями действия, а мудро анализируете их, объясняете почему возникают те или иные проблемы, а, главное, одновременно предлагаете продуманные вами, научно обоснованные варианты их решения.
В условиях, когда самая крикливая часть нашей, так называемой, «оппозиции» спешно сбежала за границы нашей Родины, другая же, за тридцать с лишним лет своего благополучного «сидения» в Государственной Думе, так и не смогла предложить ни собственной идеологической концепции, ни предотвратить многие проблемы, столь наглядно проявившиеся в период проведения СВО, Партия пенсионеров наглядно демонстрирует свое реальное отличие от них. Именно эти доводы в свою поддержку регулярно слышим мы от наших думающих и размышляющих сограждан.
Возникает вопрос: что же позволяет им делать такие выводы?
Прежде всего, хочу подчеркнуть, что действительно, основываясь на собственных методологических и идеологических принципах системного и комплексного анализа социально-экономических процессов, происходящих в нашем обществе, мы приходим к выводам и прогнозам, которые обычно полностью сбываются, предлагаем абсолютно реалистичный образ будущего, адресованный как старшему поколению, так и более молодым людям, только вступающим в трудовую жизнь.
Заявляя о том, что Партия пенсионеров – это Партия всех поколений, мы не только формулируем стратегическую цель развития, понятную и востребованную большинством российских граждан, но и говорим о том, какие первоочередные шаги необходимо сделать для ее достижения.
Наша главная цель и первостепенная задача состоят в том, чтобы на основе знаний и опыта старшего поколения оперативно исправить накопленные за последние тридцать лет и ставшие ныне, в период Специальной военной операции, особенно очевидными ошибки и недоработки многих представителей правящего политического класса, особенно его финансово-экономического блока.
Очевидно, что рамки традиционного обзора не позволят мне подробно рассказать обо всех инициативах Партии пенсионеров. Поэтому в сегодняшнем обращении я намерен рассказать о наших предложениях, касающихся совершенствования системы социального и пенсионного обеспечения российских граждан. О комплексе предложений, отраженных в наших Наказах Президенту России Владимиру Путину, я планирую рассказать в следующем обзоре.
Хочу отметить, что первостепенная задача Партии - превратить принципы социального государства, зафиксированные в Конституции Российской Федерации, в реально работающие инструменты, механизмы государственной политики, в центре которой стоят человек труда, его благополучие, достойное качество жизни всех граждан.
Первое и самое главное, на что мы обращаем внимание – это несовершенство российского законодательства по социальному обеспечению граждан. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная сфера имеет для современного общества и государства основополагающее значение. Однако правовые нормы, регулирующие социальную сферу, до настоящего времени в нашей стране никак не структурированы, системно не объединены, зачастую существуют независимо друг от друга. Более того, нередко о существовании некоторых положений не знают даже субъекты, которых они непосредственно касаются.
Следует признать, что даже такой самостоятельной сферы, как социальное право, в России объективно пока не существует. Действующие сегодня законодательные и подзаконные акты различного уровня в сфере социального обеспечения противоречат друг другу и актам иных отраслей законодательства, прежде всего, бюджетного законодательства. Все это и многое другое не позволяет государству надлежащим образом эффективно гарантировать конституционные социальные права граждан.
Мы видим, что на сегодняшний день в России существует ряд социальных сфер, требующих первоочередного стабильного и устойчивого развития и совершенствования, однако судить о положительных изменениях в таких сферах пока сложно.
Среди «проблемных» вопросов государственной социальной политики можно выделить:
1. Решение такой социальной проблемы как бедность;
2. Внедрение ставки минимального размера оплаты труда, адекватной реальным условиям и действительному размеру прожиточного минимума в стране;
3. Внедрение минимальной ставки часовой (или дневной) оплаты труда, адекватной существующей экономической ситуации;
4. Разработка и принятие пакета минимальных социальных стандартов (например, стандарт достойной жизни человека);
5. Разработка и принятие законодательства, обеспечивающего структурное согласование механизмов регулирования и контроля социальной сферы на федеральном и региональном уровнях.
В связи с этим, мы настаиваем на разработке и утверждении новых принципов предоставления социальной поддержки гражданам страны. Мы заявляем, что для коренного изменения ситуации требуется разработка и принятие Социального кодекса Российской Федерации - базового законодательного акта, закрепляющего основы правового регулирования отношений, направленных на реализацию социальных прав граждан (социальных отношений). Это не только придаст импульс к реформированию всей социальной сферы.
Принятие социального кодекса будет являться своего рода бескровной социальной революцией, ибо в нем будут законодательно закреплен весь комплекс социальных обязательств государства перед его гражданами, от пособия по беременности и рождению ребенка, включая меры поддержки детей, семей, инвалидов, малообеспеченных граждан, и заканчивая, как это не трагично, ритуальным пособием.
Но, самое главное, в общей части Социального кодекса будет конкретно и юридически корректно определено кому, за что и сколько государство должно платить.
При этом основной целью Социального кодекса Российской Федерации должно стать создание условий, обеспечивающих:
1) достойную жизнь и свободное развитие граждан;
2) возможность широкого выбора гражданами предоставляемых социальных благ;
3) снижение социального неравенства и бедности.
И самое главное, что в соответствии с Социальным кодексом, граждане смогут получать социальные блага не по заявительному принципу, а в силу законодательно закрепленных прав на их получение и в бесспорном порядке.
Хочу подчеркнуть, что для Партии особую важность имеют именно те социальные блага и услуги, которые предоставляются гражданам в соответствии с их правами, оперативно и качественно.
В рамках подготовки Социального кодекса мы планируем добиться установления новых государственных минимальных стандартов по:
- оплате труда;
- увеличению минимальных размеров пенсий;
- увеличению общедоступных бесплатных услуг образовательных учреждений, которые финансируются за счет государственного бюджета;
- расширению видов медицинской помощи, доступной населению и осуществляемой учреждениями здравоохранения на бесплатной основе;
- повышению норм и нормативов, отражающих уровень обеспечения населения государственными и муниципальными учреждениями культуры, оказывающими общедоступные и бесплатные услуги;
- повышению нормативов, отражающих уровень обеспеченности населения услугами, оказываемыми учреждениями социального обслуживания населения. В первую очередь, таких категорий, как инвалиды, престарелые, дети, оставшиеся без попечения родителей, и другие категории населения, нуждающиеся в посторонней помощи и поддержке.
Мы настаиваем на разработке и утверждении новых принципов предоставления социальной поддержки гражданам страны. Это придаст импульс к реформированию всей социальной сферы. Мы считаем, что обоснованная социальная поддержка не должна включаться только на уровне черты бедности. Она призвана обеспечивать достойный уровень жизни всем гражданам страны.
Далее хочу остановиться еще на одной, не менее болезненной для нашего законодательства, проблеме – неэффективности и несовершенстве действующей системы пенсионного обеспечения. Мы убеждены, что основные параметры пенсионного обеспечения, зафиксированные в законах «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О страховых пенсиях» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», были заведомо противоречивы, несистемны и нуждаются в серьезной корректировке.
Мы видим, что нынешняя система пенсионного обеспечения скроена по худшим лекалам примитивной уравниловки и построена на принципе солидарности поколений. Из-за утверждения этого принципа все отчисления, поступающие в Социальный фонд, от нынешнего поколения тружеников целиком фактически уходят на содержание тех, кто уже успел выйти на пенсию.
При этом значительная часть российских пенсионеров вносила свой вклад в развитие государства непосредственно в период второй половины прошлого века, судьба же этих средств печальна. Можно ли было в начале девяностых годов построить у нас в стране принципиально иную, эффективную и справедливую пенсионную систему?
Партия пенсионеров уверена, что да. Для этого, например, можно было бы внести в качестве уставного капитала в Пенсионный фонд России имущество ведущих отечественных кампаний топливно-энергетического комплекса, металлургии, нефтехимии и ряда других отраслей, что сформировало бы принципиально новую, долгосрочную систему пенсионного обеспечения. Да, тогда в стране не было бы такого количества миллиардеров и великолепных яхт, но и нищих пенсионеров тоже бы не было.
Следует подчеркнуть, что нынешнее латание зияющих дыр во многом стало следствием работы «эффективных» менеджеров, управляющих финансами, в том числе и пенсионными накоплениями. Растеряв сбережения нынешних пенсионеров, они решили компенсировать свои потери за счет будущих пенсионеров, лишив их, с одобрения парламентариев, надежды на достойное будущее.
Вот почему Партия пенсионеров еще в 2016 году, предвидя возникающую опасность, первой и единственной записала в Программе Партии в качестве своей главной стратегической цели «не допустить поспешного, непродуманного, необоснованного повышения пенсионного возраста!». К сожалению, партии парламентской оппозиции нас тогда не поддержали, зато потом громко возмущались после того, как данное решение все же было принято. Предвидеть и не опаздывать – вот главный принцип Партии пенсионеров.
Особое значение для нас имеет и принцип объективного анализа процессов и ситуаций. Партия пенсионеров убеждена, что существующая сегодня бальная система начисления пенсий порождает системные нарушение принципов социальной справедливости.
Во-первых, несмотря на утверждение, что баллы являются универсальной составляющей «новой пенсионной формулы», а потому система индивидуальных пенсионных коэффициентов абсолютно прозрачна и каждый будущий пенсионер сможет без труда вычислить свои баллы, на практике система подсчета оказалось настолько запутанной и непонятной, что полностью рассчитать параметры будущей пенсии не сможет практически никто, даже сами чиновники.
Во-вторых, балльная система нарушает принципы социальной справедливости, поскольку совокупные выплаты, которые начисляются лицам, выполнившим минимальные критерии для получения пенсии, и людям с гораздо большим стажем и зарплатой, могут оказаться одинаковыми или различаться несущественно. В конечном итоге отсутствует реальная зависимость между трудовым вкладом и размером обеспечения, получаемого пенсионером.
Кроме того, мы убеждены, что Социальный Фонд, ставший правопреемником Пенсионного фонда – это лишнее звено в системе пенсионного обеспечения. Как фонд он по замыслу должен аккумулировать в себе пенсионные накопления граждан, работать с накоплениями, получать прибыль и пускать ее на выплаты гражданам. Так работают пенсионные фонды во многих странах мира. Как мы видим, российский же работает абсолютно иначе: он получает страховые пенсионные начисления, обнаруживает, что этих денег для выплаты пенсий не хватает и обращается к государству, получает дотации и пускает их на выплаты.
Социальный фонд в своем нынешнем виде выгоден, кроме себя самого, только негосударственным пенсионным фондам и частным управляющим компаниям, получающим в управление огромные средства практически по нулевой и даже отрицательной ставке. Очевидно, чем дольше период управления, тем выгоднее финансистам, минимизирующим свои обязательства по пенсионному обеспечению.
Партия пенсионеров убеждена, что подобная расточительность непозволительна. Большинство граждан нашей страны, живущих на пенсию, еле сводят концы с концами, а ведомство, призванное государством заботиться об их благосостоянии, действует абсолютно наоборот – фактически «проедает» сбережения граждан.
Должен сказать, что в наших предложениях учтены фактически все обозначенные недостатки, а потому сформулированы принципиально новые параметры функционирования системы пенсионного обеспечения.
В нашей партийной программе записано, что пенсионер должен быть тем, кому на Руси жить хорошо. Именно поэтому партия выступает против нынешней системы пенсионного обеспечения, скроенной по худшим лекалам примитивной уравниловки.
Сегодня Партия пенсионеров - единственная политическая сила в России, заявляющая о том, что граждане должны получить право самостоятельно определять время выхода на пенсию. Мы считаем, что размер пенсии должен рассчитывался исходя из реального трудового стажа, заслуг перед государством и обществом, а также состояния здоровья. Пенсионный возраст как показатель необходимо вообще ликвидировать.
Мы убеждены, что трудовая пенсия должна гарантировать достойную старость. Поэтому она должна рассчитываться не от прожиточного минимума (физического выживания), а от реальных затрат, необходимых пенсионеру для достойной человеческой жизни в реальном времени.
И, самое важное, мы, в отличие от представителей финансового блока, убеждены в том, что размер пенсионного обеспечения необходимо увеличивать прямо сейчас, ибо расширение внутреннего спроса является важным объективным фактором ускорения развития российской экономики, особенно малого и среднего бизнеса.
Подытоживая сказанное, хочу отметить, более тридцати лет функционирует российская пенсионная система. Все это время ее пытаются постоянно «реформировать», а точнее просто покрасить обветшалый фасад разваливающегося строения, убеждая нас что якобы проводится ее реформирование. В Партии пенсионеров убеждены, что на самом деле за все это время никакой реальной пенсионной реформы вообще не было.
России необходима новая, современная, эффективная и справедливая пенсионная система – основа стабильности и общественного спокойствия на будущие десятилетия.
Построить же эффективную систему права социального и пенсионного обеспечения в современных условиях возможно только опираясь на методологию и идеологию динамично развивающегося консерватизма, опираясь на принцип «создавай, а не разрушай», считают в Партии пенсионеров, Партии конструктивной неразрушающей оппозиции.
Владимир Бураков, Председатель Центрального совета Партии Пенсионеров