На главную

Отказываясь от живого контакта преподавателя и студента, можно лишить подрастающее поколение уникальной возможности социализации

Развивая идеи, сформулированные в наказах Президенту России, Партия пенсионеров считает своим долгом обратить внимание на необходимость оперативной разработки мер поддержки и защиты работников системы высшего профессионального образования.

Ни для кого не секрет, что от их эффективной и качественной работы зависит успешное и поступательное развитие общества и страны.

К сожалению, работники системы высшего профессионального образования, бывшие некогда одной из самых престижных и привилегированных профессиональных групп, начиная с 1991 года неуклонно теряют свое положение и авторитет в обществе.

Бесконечное реформирование системы подготовки кадров высшей квалификации, не только практически не сказалось на доходах профессорско-преподавательского состава и научных работников большинства вузов страны, но зачастую и способствовали их дальнейшему уменьшению.

По мнению Партии пенсионеров, сегодня нельзя закрывать глаза на то, что положение этой категории тружеников может уже в ближайшее время в очередной раз измениться в худшую сторону из-за воздействия объективных факторов трансформации образовательной системы.

Первый фактор – это цифровизация всей системы образования. Следует признать, что технические возможности цифровизации, открывают колоссальные возможности в получении новых знаний и задают принципиально новые параметры содержания и форм образовательного процесса.

Возможность неограниченного доступа к разнообразным информационным ресурсам заставляет большинство преподавателей соответствовать новым требованиям и апробировать более современные технологии работы со студентами. Но несмотря на опасения многих преподавателей, цифровизация не исключает традиционных контактных форм подготовки будущих специалистов, а в ряде случает, наоборот, существенно усиливает их значимость и ценность.

Второй – это повсеместное замещение классической формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий электронным обучением, используемым исключительно для оптимизации образовательного процесса, которое в дальнейшем может стать доминирующей формой подготовки будущих специалистов.

Хотя хорошо известно, что дистанционное обучение эффективно в основном в случаях наличия значительной личной заинтересованности обучаемых в процессе и результатах обучения. В условиях отсутствия необходимой заинтересованности студентов дистанционное обучение во многом становится угрозой эффективности и результативности учебного процесса, а также способно последовательно разрушать педагогические и воспитательные компоненты деятельности вузовского преподавателя.

Партия пенсионеров опасается, что длительное доминирование дистанционных образовательных технологий может привести к очередному сокращению доходов педагогов, либо к массовому увольнению работников высших учебных заведений.

Не секрет, что дистанционное обучение позволяет значительно сократить расходы образовательного учреждения на организацию учебного процесса. Отсутствие необходимости прямого контакта между преподавателями и студентами позволяет ВУЗам, используя возможности сети интернет, подключать к лекциям значительно большее количество слушателей, минимизируя при этом свои расходы.

Кроме того, студенты, получившие доступ к базам данных, могут воспользоваться им в любое удобное для себя время и без непосредственного контакта с преподавателем и необходимого методического обеспечения данного процесса. В конечном итоге, уменьшается учебная нагрузка, что, в свою очередь, неизбежно приведет к сокращению числа преподавателей и уменьшению заработной платы.

Следует учитывать, что электронное обучение позволяет вообще отказываться от услуг профессорско-преподавательского состава. Достаточно однажды приобрести курс лекций и, используя возможности компьютерной техники, неограниченно по времени транслировать образовательный контент. Более того, использование технологии искусственного интеллекта расширяет и возможности обратной связи для контроля знаний.

Все это имеет риски сведения роли преподавателя высшей школы исключительно к подготовке необходимого образовательного контента. Безусловно, электронное обучение может частично применяться, но в первую очередь для обучающихся в заочной форме, в которой применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий позволят повысить качество образования, так называемое смешанное обучение.

Партия пенсионеров убеждена, что не следует поддаваться искушению подобной «оптимизации» учебного процесса и замещению его электронным обучением. Отказываясь от живого контакта преподавателя и студента, можно лишить подрастающее поколение уникальной возможности социализации, без которой общество значительно обедняет выполнение такой важной функции, как передача опыта и знаний, превращая ее исключительно в механическое действие.

Партия пенсионеров как партия мудрых людей призывает российское общество бережнее относится к своему главному и бесценному капиталу – знаниям и опыту людей, доказавших, что образование – это главный ресурс и источник развития.

Хотим напомнить, что в советские времена для специалистов высшей школы, обладавших ученой степенью, при выделении жилых помещений даже полагались дополнительные метры выделяемой жилой площади для возможности в комфортных условиях писать книги, учебники, монографии, то есть создавать уникальный багаж для будущих поколений.

Партия пенсионеров убеждена, что в профессионализме и уровне материальной обеспеченности, а также в патриотизме и социальной ответственности людей, занимающихся сегодня обучением миллионов российских студентов, во многом заложена успешность и будущего эффективного развития нашей страны.