Количество хищений, совершаемых кибермошенниками в России, увеличилось в начале 2023 года по сравнению с показателями прошлого года на 30%.
В целом объем похищенных средств составил астрономическую сумму в 4,5 млрд рублей. Об этом на днях сообщил глава департамента информационной безопасности Центрального банка России Вадим Уваров.
Говоря о масштабах киберпреступлений, чиновник Центробанка рассказал, что только за первый квартал этого года банками было отражено 2,7 млн атак кибермошенников, что позволило не допустить хищение примерно 700 млрд рублей с клиентских счетов.
По заверению экспертов, это достигается за счет действующей сегодня в банковской сфере системы мониторинга, позволяющей проверять платежи в режиме реального времени и блокировать те, которые кажутся им подозрительными.
Однако следует признать, что львиная доля похищенных средств по-прежнему приходится на долю телефонных мошенников, активно использующих технологии социальной инженерии.
Как признают сами банковские работники системы мониторинга, эффективно защищающая финансовые организации от атак киберпреступников, они не могут эффективно работать против телефонных мошенников, поскольку работа такой системы затрагивает законные и правомочные переводы частных лиц и потому способна принести репутационные издержки для кредитных организаций.
А как мы знаем, для финансистов репутация превыше всего. И потому обычным гражданам они рекомендуют в качестве основного рецепта противодействия телефонным мошенникам исключительно повышать свою осведомленность с тем, чтобы не поддаваться на психологические уловки и технологии преступников.
К сожалению, столь же малоэффективно и предлагаемое банками страхование карт и счетов. Следует понимать, что страховой случай, позволяющий вернуть средства, возникает только тогда, когда клиент лишается денег против своей воли - в случае ограбления, кражи или утери карты.
А в ситуации с телефонными мошенниками люди, оказавшиеся под воздействием гипноза, добровольно переводят деньги, либо сообщают свой PIN-код, и потому не могут рассчитывать на возмещение убытков.
Понимая масштабы преступных деяний киберпреступников и трагические последствия, возникающие после этого в жизни миллионов российских граждан, Партия пенсионеров инициировала ряд законодательных предложений, способных реально помочь людям защитить себя от телефонного мошенничества.
Так, лидер фракции Партии пенсионеров в Курганской областной Думе, руководитель региональной партий организации Ярослав Климко предложил ввести законодательную норму, согласно которой банки должны «замораживать» на срок до двух дней операции по переводу средств при наличии сведений, не позволяющих оценить такие операции как добровольные.
Кроме того, следует предусмотреть обязательный личный визит заемщика в отделение банка для исключения фактов неправомерных действий и всестороннего выяснения обстоятельств проводимых операций.
Как отмечал Ярослав Климко, за это время человек сможет опомниться, восстановить критическое мышление, осознать, что оказался буквально в состоянии гипноза и тем самым уберечь себя и свою семью от возможного ущерба.
В ходе обсуждения этой законодательной инициативы в областном парламенте депутаты, поддержавшие инициативу Ярослава Климко, отметили, что соответствующее предлагаемому право оператора по переводу денежных средств предусмотрено внесенным в Госдуму и принятым в первом чтении проектом федерального закона № 197920–8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе».
Важно только, что бы оно было обязательным и эффективным.
Партия пенсионеров убеждена, что с внедрением этой практики мы сможем уберечь многих наших граждан от действий киберпреступников.