"Сегодня, когда представители публичной власти и эксперты строительной отрасли оценивают первые результаты работы принятого в декабре 2020 года закона о комплексном развитии территорий, Партия пенсионеров хочет обратить внимание на то, что отказ парламентских партий учитывать наши предложения, адресованные им в период обсуждения, фактически привел к тому, что ключевая задача по расселению ветхого и аварийного жилья в рамках комплексного развития территорий практически не решается", - заявил заместитель Председателя Центрального совета Партии пенсионеров, доктор юридических наук Андрей Широков.
"На практике мы видим не самый удачный опыт московской реновации, правда теперь с добавлением существенных преференций для региональной власти, - считает Андрей Широков. - В результате этого успешно осваиваются только земельные участки бывших промышленных зон. Здесь схема достаточно отработана – попав в КРТ участок земли передается в пользование муниципалитетов или субъектов, а затем остальная территория застраивается жильем".
Что касается самых больших территорий, на которых, собственно, и расположено ветхое и аварийное жилье, то здесь найти оптимальное решение достаточно сложно, поскольку интересы публичной власти, представителей строительного бизнеса и непосредственно жильцов практически не совпадают.
"Так, первая нестыковка проявляется тогда, когда представители публичной власти пытаются убедить коммерческих застройщиков в рыночной привлекательности выделяемых участков, несмотря на их высокую стоимость.
Далее уже строители начинают жаловаться на отсутствие возможности залога земельных участков, вовлеченных в КРТ, для привлечения заемных средств, без которых невозможно осуществить длительный проект по расселению аварийного и ветхого жилья", - отметил Андрей Широков.
И все же самые большие проблемы в процессе комплексного развития территорий испытывают те, кому по замыслу законодателей эта программа адресована, то есть сами жители, проживающие на этих земельных участках или владеющие на них собственностью.
К сожалению, в законе не были установлены требования для оставшейся территории, на которой могут быть расположены любые земельные участки и объекты недвижимости.
При этом, такие участки и объекты могут соответствовать действующему регламенту территории и не требовать реконструкции или сноса ввиду ветхости.
"Мы видим, что в перечень таких объектов могут быть включены многоквартирные дома, индивидуальные жилые дома, садовые дома и иные объекты, изъятие которых без дополнительных гарантий жилищных прав является недопустимым и нарушает принципы, зафиксированные в Конституции Российской Федерации.
Еще одна существенная проблема состоит в том, что если в границах, определенных под комплексное развитие территории, оказывается нежилая недвижимость, то собственник лишается ее в обмен на компенсацию", - отметил Андрей Широков.
Анализируя многочисленные коллизии, возникающие при включении объектов в программу по развитию территорий, Партия пенсионеров неустанно подчеркивала важность более тщательного выявления и учета мнения граждан, поскольку в законе так и не был установлен кворум в отношении собственников и нанимателей жилых помещений, принимающих решение.
"Следует сказать и о недоработке подходов к определению подсчета голосов для принятия решения об участии в программе. Так, для принятия решения о включении многоквартирного дома в программу достаточно двух третей голосов собственников и нанимателей жилых помещений, а исключение происходит пропорционально доле в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Эти нормы противоречат действующим положениям Жилищного кодекса Российской Федерации", - подчеркнул Андрей Широков.
Не следует забывать и о том, что включение многоквартирного дома в программу влечет за собой отчуждение не только жилого помещения, но и доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Несмотря на то, что в действующем жилищном законодательстве отсутствует такой институт как «общее собрание собственников жилых помещений», закон о КРТ предусматривает право требования в судебном порядке о понуждении собственника жилого помещения к заключению договора о переходе права собственности на жилое помещение в течение 90 дней, а сейчас этот срок хотят сократить до 30 дней.
И еще одна существенная недоработка закона о КРТ, значительно снижающая результативность его работы, касается отказа улучшать жилищные условия очередников и граждан, проживающих в квартирах коммунального заселения.
"Партия пенсионеров убеждена, что добиться эффективной реализации проектов по строительству жилья можно только в случае смены парадигмы самой программы.
Ее приоритетом должны быть интересы простых граждан, проживающих в аварийном и ветхом жилье, а не преференции для девелоперов, коммерческих застройщиков и банкиров", - подытожил Андрей Широков.