Владимир Ворожцов поделился с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации предложениями Партии пенсионеров по развитию системы профессионального образования в Российской Федерации.
Актуальность вынесенного на обсуждение в ходе «правительственного часа» вопроса не вызывает сомнения. По оценке специалистов, нехватка трудовых кадров у нас в стране составляет, по самым скромным подсчётам, 2,5–3 миллиона человек. О нехватке подготовленных сотрудников, как о проблеме номер один говорят руководители 80% предприятий практически всех отраслей. Сегодня это реальный ограничитель роста экономики.
Бесспорно, основная причина возникновения проблемы – сложная демографическая ситуация. Рождаемость низкая, продолжительность жизни растёт, население стареет. Но неоспоримый факт и то, что свою весомую лепту в возникновение дефицита кадров внесло, прямо скажем, кризисное состояние, в котором долгое время находилось среднее профессиональное образование.
Как известно, лучше поздно, чем никогда. Радует, что государство обратило внимание на эту проблему, взялось за её решение. Цель нашего обсуждения состоит в том, чтобы способствовать этой работе. Не только констатировать повышение роли среднего профессионального образования в восполнении кадрового дефицита, но и поделиться конкретными соображениями, о том, что надо сделать, чтобы удовлетворить этот общественный запрос как можно более оперативно и эффективно.
Свою задачу я вижу в том, чтобы взглянуть на эту проблему сквозь призму идеологии и деятельности нашей партии – Партии пенсионеров.
Некоторое время тому назад руководители Партии пенсионеров посетили Университет Иннополис в Республике Татарстан. Университет специализируется на образовании и научных исследованиях в области современных информационных технологий.
Учёные, в частности, отметили, что развитие и внедрение таких технологий имеет два аспекта. С одной стороны, их разработка, изготовление внедрение – высоко интеллектуальная деятельность, требующая, безусловно, высшего образования. А вот их применение, эксплуатация, управление роботами, ИИ, автоматикой – вещь достаточно простая. Соответствующего профессионального образования для этого хватит с лихвой. По их оценке, дальнейшее движение по этому пути ведёт к опережающему спросу со стороны промышленного производства, транспорта, сельского хозяйства, сферы сервиса именно на квалифицированных рабочих, персонала среднего уровня.
Жизнь подтверждает эту тенденцию, её долгосрочный характер. Но оставляет ли она место на рынке труда людям старших возрастов? Это один вопрос.
И второй: могут ли ветераны полноценно участвовать в деятельности учреждений среднего профессионального образования? Вопрос не праздный. Времена, когда люди пенсионного возраста успешно трудились в качестве мастеров – учителей и наставников подростков в ПТУ, техникумах, молодых рабочих на предприятиях – те времена прошли. Ибо мы живём в эпоху быстрого устаревания знаний, навыков, компетенций, опыта.
Ответ наших собеседников был неожиданным: конечно, ваш труд может и должен быть востребован! Ибо люди старших поколений — это владельцы такого капитала, как гораздо более системное мышление, превосходящее в рациональности клиповое мышление, свойственное значительной части современной молодежи. Ветераны более грамотны не только в русском, но и в английском языке. Наконец, в их опыте есть не поддающаяся старению часть, касающаяся умения выстраивать отношения в коллективе, создавать команду. Именно эти качества сегодня исключительно востребованы.
Здесь уже говорилось о необходимости чёткой стратегии развития среднего профессионального образования. Мы, Партия пенсионеров, на своих встречах, «круглых столах» периодически поднимаем, обсуждаем этот вопрос. Едины в том, что такая стратегия нужна. Но вряд ли она может носить, как иногда предлагается, долгосрочный характер с горизонтом планирования 25–30 лет. Это утопия. Изменения в науке, технологиях, производстве идут, по историческим меркам, весьма стремительно. Реалистическая стратегия — это программа действий, грамотно рассчитанная максимум на 5- 7 лет.
Стратегия должна учитывать демографические тенденции в стране, опираться на научный прогноз развития технологий, производств, изменений на рынке труда. И, прежде всего, у нас, в России. Она должна ориентировать на непрерывное профессиональное образование людей разных возрастов, а также людей, имеющих ограничения физических возможностей.
Выстраивая основанную на стратегии модель современного профессионального образования, мы обязаны предусмотреть максимально широкий спектр возможностей и перспектив для самореализации участников Специальной военной операции. В том числе и для тех из них, кто получил ранения в ходе боевых действий.
Кстати, можно подумать и об используемой нами терминологии: так ли удачно использование термина «среднее»? Точно ли оно отражает тот уровень подготовки кадров, который нужен современной промышленности, экономике, социальной сфере?
Как известно, в русском языке содержание понятия «среднее» далеко не однозначно. Зачастую оно используется и для характеристики определенного уровня качества продукта и материала, далеко не лучшего. Поэтому представляется возможным, учитывая единство и целостность образовательного процесса, использовать термин специальное, говоря не о среднем, а о «специальном профессиональном образовании».
Ставим ли мы целью выпустить из стен соответствующих заведений профессионалов, хороших по критериям и требованиям сегодняшнего дня? Или хотим подготовить кадры с потенциалом, обеспечивающим их быструю и адекватную адаптацию к непрерывно идущим изменениям?
Полной ясности нет. В том числе и в законодательстве. Так в соответствии со статьей 68 Федерального Закона №273 «Об образовании в Российской Федерации»: «Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих и служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования».
Как видим, ни о какой именно СИСТЕМЕ среднего, а в реальности специального профессионального образования и ее формировании в Законе не говорится. Да и само «профессиональное развитие» поставлено в нем далеко не на первое место. А ведь именно этого от нее и требуют современные условия, в которых находится и развивается наша страна.
Во-первых, сегодня непрерывно совершенствуются и усложняются производственные процессы, которые зачастую требуют от рабочих профессий фактически навыков инженерного мышления, регулярного переобучения, причем нередко смены парадигмы, в том числе ряда устаревающих элементов технического мышления.
Во-вторых, как я уже отметил, в условиях цифровизации, алгоритмизации всё новых сфер современной жизни, многие управленческие процессы будут становиться сферой достаточно рутинных операторских действий. Очевидно, что все это необходимо заблаговременно предвидеть.
Вот почему в качестве особо важного компонента обсуждаемой проблемы Партия пенсионеров отмечает постановку вопроса о повышении системности и комплексности среднего профессионального образования.
Полагаем, что одним из итогов состоявшегося в Государственной Думе обсуждения может быть рекомендация Правительству Российской Федерации разработать проект комплексной долгосрочной Стратегии развития системы среднего (специального) профессионального образования в Российской Федерации и проект Программы действий по реализации данной Стратегии.
Оба документа должны быть рассчитаны на период до 2030 года. Целесообразно вынести их на широкое общественное обсуждение, доработать с учётом его результатов, а затем утвердить окончательно. При таком подходе мы будем уверены, что оба документы идут от жизни, а не из кабинетной тиши.