"Безусловно, развитие сектора наемного жилья – это перспективный вектор решения жилищной проблемы и реальная альтернатива ипотеке, которая абсолютно не по карману большей половине жителей нашей страны. Однако алгоритмы, предлагаемые Институтом экономики города по расширению объемов социального найма, выглядят совершенно утопичными и нежизненными", - прокомментировал заявление экспертов в градостроительной сфере заместитель Председателя Центрального совета Партии пенсионеров, доктор юридических наук Андрей Широков.
Заявляя в своих рассуждениях о необходимости расширения социального найма жилья, они совершенно не учитывают то, что он возможен только при наличии собственного жилья в распоряжении муниципалитетов.
Чтобы правильно понять смысл института арендного жилья, по мнению Андрею Широкову, в первую очередь следует уточнить разницу в понятиях социальный найм и социальная аренда. О социальном найме следует говорить в том случае, когда очередник получает квартиру, находящуюся в собственности муниципалитета. В этом случае наниматель оплачивает только жилищно-коммунальные услуги и освобожден от взносов на капитальный ремонт, поскольку право собственности на квадратные метры остается за муниципалитетом.
Как считает Андрей Широков, использование термина аренда в сочетании со словом социальная выглядит весьма некорректно, поскольку на практике механизмы аренды жилья возможны только на коммерческой основе.
Надо четко понимать, что в этом случае собственником недвижимости следует считать бизнес, а не муниципальную власть, и он, естественно, ничего не будет предоставлять бесплатно. Коммерческой структуре, владеющей домом, надо в первую очередь компенсировать свои расходы на его строительство и последующую эксплуатацию.
Поэтому правильнее говорить о коммерческой аренде, при которой часть средств оплачивает наниматель, а другую часть расходов несет публичная власть, которая будет субсидировать арендную ставку. В результате такого взаимодействия мы получим эффективный институт субсидируемой аренды жилья.
Андрей Широков убежден, что ни в коем случае нельзя недооценивать важность развития института субсидируемой аренды жилья. Следует помнить, что 90% регионов страны дотационные и просто не имеют средств в бюджете для строительства жилья или для его приобретения у бизнес-структур в целях дальнейшего предоставления в социальный найм.
Поэтому Партия пенсионеров обращается к государству с предложениями активнее развивать институты государственно-частного партнерства по строительству жилья для нуждающихся граждан.
В этом случае бизнес-структуры, построившие за свой счет новое жилье, смогут предоставлять его в аренду публичной власти.
В свою очередь, публичная власть получит возможность для выполнения своих государственных функций, зафиксированных в статье 40 Конституции России, обязывающей власть обеспечивать граждан жилищем либо бесплатно, либо за доступную плату.
Партия пенсионеров полагает, что в этом случае расходы граждан на аренду жилья должны составлять не более 20–25% от совокупного дохода семьи. Вся остальная сумма должна субсидироваться из бюджета в течение всего периода найма.
При этом публичная власть должна гарантировать наличие в бюджете средств, предусмотренных на выполнение своих обязательств по субсидированию граждан на весь период проживания. А при возможности можно будет увеличивать эти статьи расходов для расширения круга лиц, заинтересованных в улучшении жилищных условий посредством субсидированной аренды жилья.
"Партия пенсионеров считает, - подчеркнул Андрей Широков, - что для запуска механизмов субсидируемой аренды жилья изначально следует тщательно рассчитать все параметры, необходимые для участия в программе, а затем зафиксировать положение об арендном субсидируемом жилье в Жилищном кодексе Российской Федерации".