Выступление заместителя Председателя Центрального совета Партии пенсионеров, заместителя председателя правления Ассоциации ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск России, участника боевых действий, генерал-майора внутренней службы в отставке, доктора философских наук Владимира Петровича Ворожцова на заседании Всероссийского круглого стола «Комплексная реабилитация участников боевых действий и мирных граждан, пострадавших в ходе специальной военной операции от действий украинской стороны».
При решении частных вопросов реабилитации нам необходимо предварительно решить общие, системные и сущностные проблемы этого крайне непростого процесса.
1. Прежде всего хотел бы полностью поддержать актуальные и продуманные предложения и оценки, изложенные в докладе Председателя Центрального совета Партии пенсионеров Владимира Юрьевича Буракова, и в частности его вывод, согласно которому проблема реабилитации не может не быть целостной, системной и комплексной.
Очевидно, что нельзя сделать ставку на одно из направлений реабилитации и ожидать успеха. Он возможен только в синтезе всех взаимосвязанных компонентов.
Пока, в современных условиях, наиболее активно и эффективно осуществляется работа по медицинской реабилитации. Она заслуживает необходимой общественной оценки.
Однако целый ряд других направлений реабилитации пока задействован значительно меньше, а в некоторых сферах она, к сожалению, отсутствует вообще. Так мне почти ежедневно коллеги присылают нередко прекрасные художественные произведения, например - песни о патриотизме и СВО, но ни одну из них за последнее время я ни разу не услышал ни на одной популярной российской радиостанции.
2. Какова, на наш взгляд, стратегическая цель комплексной реабилитации?
Хорошо известно, что в ходе участия страны в активных боевых действиях неизбежно наступает истощение определенных параметров, чаще всего именуемых потенциалами: в том числе не только экономического, но и психологического, эмоционального, социального, мотивационного.
В определенной степени негативные факторы, особенно общая тревожность, действуют не только на непосредственных участников боевых действий, но и на значительную часть населения, которая также нуждается в определенных формах реабилитации.
Поэтому сущностью и критерием эффективности и успешности комплексной реабилитации будет являться смена вектора с истощения на приумножение.
То есть государство и общество должны в итоге обладать намного большими параметрами, чем в начале боевых действий.
Безусловно особую роль в этих процессах играет результат боевых действий: реабилитация победителей всегда более успешна чем побежденных.
3. Реабилитация – это надолго?
Объективные закономерности и исторический опыт многих стран мира показывают, что это достаточно длительный, многолетний процесс.
ОЧЕВИДНО, ЧТО У НАС В СТРАНЕ ВСЕ БОЛЕЕ СТАНОВИТСЯ ОЧЕВИДНОЙ НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ И ПРИ НЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ «РЕАБИЛИТАЦИЯ».
Причем она должна быть разработана на основе принципов стратегического планирования, изложенных в Указе президента Российской Федерации №633 от 08.11.2021 года, НО ИМЕТЬ ГОРИЗОНТ ПЛАНИРОВАНИЯ 25 - 30 ЛЕТ.
Именно в этой программе и должен быть прописан (с четкими критериями, датами и ответственными исполнителями) весь комплекс вопросов, включая первоочередную организацию научных исследований, создание научно-производственных объединений по производству необходимого оборудования и материалов, в том числе и в области медицинской техники, социального обслуживания, протезирования, а также подготовку кадров и организацию работы по созданию необходимых учебников и художественных произведений.
4. Кто должен отвечать за проведение данной работы?
В ряде стран мира после завершения их участия в военных конфликтах были созданы и функционируют органы, именуемые как министерства по делам ветеранов.
В СССР и затем в России некоторое время существовал комитет, занимавшийся вопросами воинов-интернационалистов.
По-нашему мнению необходимость создания органа, отвечающего за разработку и реализацию всего комплекса вопросов реабилитации как участников СВО, так и различных категорий граждан, включая жителей приграничных территорий, становится все более очевидным.
Но реализация данной идеи неминуемо сталкивается с опасениями появления в нашей стране очередной, возможно не очень эффективной бюрократической структуры.
В то же время наша страна наглядно неоднократно продемонстрировала, что она в состоянии находить и реализовывать уникальные и эффективные управленческие решения, результатами работы которых стало появление у СССР ядерного оружия и прорыв в космос.
Поэтому представляется логичным, что управление реализацией комплексной федеральной программы реабилитации может осуществляться по модели советского ядерного проекта, а руководитель данной программы должен иметь статус не ниже заместителя председателя правительства, иначе он неминуемо будет проигрывать в аппаратной борьбе.
5. Формирование на основе принципов стратегического планирования системы организации работы по комплексной реабилитации позволит избежать и ряда неизбежных рисков, для чего необходимо:
- сохранить и преумножить уважение к участнику боевых действий, не превращая его в культ;
- необходимо помочь человеку найти именно свое место в жизни, сформировать систему переподготовки и трудоустройства участников боевых действий на рабочие места, обеспечивающих сопоставимый с армейским уровень дохода, не формируя тенденции иждивенчества;
- отдельно сформировать стройную систему комплексной социализации – никакой психолог или психотерапевт процесс неизбежной социализации не заменит;
- не пытаться примитивно решать возникающие проблемы денежными вливаниями: значительная часть будущих проблем от этого только преумножится, если при этом упускать социальные и социально-психологические механизмы;
- запустить, наконец то, систему целевого мотивированного управления процессами в сфере культуры и искусства и СМИ с позиции достижения целей и задач комплексной реабилитации.