На главную

Сначала надо понять: почему именно происходят нападения в школах. И на этой основе решать: как именно защитить детей

Профилактика и предотвращение вооруженных нападений на школьников со стороны других учащихся должны носить продуманный, комплексный и системный характер. И, самое главное, предлагаемые меры должны быть рассчитаны на длительную перспективу.

Вот почему в своем интервью радиостанции Комсомольская правда заместитель Председателя Центрального совета Партии пенсионеров, генерал-майор внутренней службы в отставке Владимир Ворожцов заявил, что у него вызывают тревогу сам смысл поправок в ГОСТ оказания охранных услуг на объектах дошкольных, образовательных и профессиональных образовательных учреждений, утвержденный недавно Росстандартом и вступающий в силу с 1 января 2025 года.

По мнению Владимира Ворожцова, после целого ряда трагических преступлений, совершенных в российских школах и приведших к гибели и ранениям учащихся и учителей, от профильных структур в первую очередь следовало ожидать глубокого научного анализа причин и условий возникновения данных явлений. К сожалению о существовании данных разработок родительской общественности пока ничего не известно.

Очевидно, что над этим анализом должны были активно работать психологи, педагоги, социологи, криминологи и представители многих других специальностей. Он в обязательном порядке должен содержать рейтинг условий и причин, порождающих эти трагические события, выявить их взаимосвязи. В свою очередь совокупность предлагаемых мер противодействия должна соответствовать рейтингу и уровню конкретных угроз и рисков, а предлагаемые меры, в первую очередь, должны быть направлены на наиболее важные и сложные причины и факторы.

Без сомнения, в этом рейтинге должны быть отмечены недостатки в способах и методиках оценки психического состояния учащихся, степень и технологии воздействия на него средств массовой информации, массовой культуры, социальных сетей, а также недостаточность методик профилактики данных факторов. Следует объективно оценить работу в социальных сетях всевозможных провокаторов и вербовщиков.

Также следует обратить внимание на имеющую в настоящее время распространенность психических заболеваний и отклонений, проблемы детской психиатрии, в том числе и в области диагностики. Не следует забывать и имеющиеся недостатки в работе учителей и воспитателей, а также не всегда достаточную эффективность профилактических работ спецслужб и правоохранительных органов.

Очевидно, что в данной классификации угроз школьный вахтер вряд ли должен находиться на первом месте.

Очевидно, что предпринимаемые меры по профилактике стрельбы и нападений в школах в первую очередь должны быть направлены на предотвращение угроз и условий, влияющих на сознание детей и подростков. Но сделать это гораздо сложнее, чем просто надеть каску на охранника и дать ему в руки семидесятилетнего возраста дубинку.

По поводу конкретных мер, включенных в обсуждаемый ГОСТ, Владимир Ворожцов с сожалением отметил, что они представляют собой даже не вчерашний, а позавчерашний уровень развития современных систем охраны. На многочисленных выставках полицейского и специального оборудования мы неоднократно встречали самые современные, перспективные, нелетальные и эффективные современные системы, позволяющие ограничить передвижение злоумышленника, и даже полностью блокировать движения нападающего.

Это и электрошокеры, в том числе дистанционного действия, и средства, которые набрасывают специальную сетку на преступника, а также целый ряд другого оборудования, не создающего угрозы безопасности для окружающих в процессе его примения.

А ГОСТах нам предлагаются древняя дубинка, наручники и, возможно, еще пистолет. Тем самым разработчиками совершенно не предусматривается организация современного технического обеспечения безопасного доступа в школу.

Если для оплаты прохода в метро достаточно показать соответствующему прибору свое лицо, то почему не предусмотреть установку оборудования электронной идентификации для посещения школы. Более того, подобное оборудование при соответствующей доработке позволяет сканировать вещи, принесенные в школу.

Далее Владимир Ворожцов обратил внимание на то, что современные достижения, связанные с искусственным интеллектом, могут оказать серьезную помощь в обеспечении безопасности образовательных учреждений. Специально запрограммированный искусственный интеллект будет способен подать сигнал, если какой-нибудь предмет вызовет у него подозрение. Важно, что сигнал на пульт охраны и непосредственно охраннику поступит немедленно, но только в том случае, как только будут выявлены нарушения. А в остальном система будет способна осуществлять быстрый и беспроблемный допуск учащихся, не создавая им и дополнительных психологических нагрузок.

К сожалению, ничего подобного, перспективного и современного в мерах, зафиксированных в поправках в ГОСТ, мы не видим, а поэтому очевидно, что система безопасности не получает импульс для эффективного развития.

Еще один момент, заслуживающий особого внимания, касается материального обеспечения безопасности. Следует понимать, что охрана – это дорогостоящие мероприятия. На каждом посту находится не один охранник. Обычно посты бывают двух или трехсменными, круглосуточными. Это значит, что за каждым постом будут закреплены не менее четырех сотрудников. Если же вы предъявляете дополнительные требования к их подготовке. То должны вырасти и оплата их труда.

Кроме того, так как, согласно поправкам в вышеупомянутый ГОСТ, необходима дополнительная подготовка сотрудников ЧОП, то им следует приобретать и соответствующее оборудование, вооружение и бронежилеты. А это еще существенные дополнительные затраты, и все они будут ложиться на образовательные учреждения.

Иными словами, выбирая между новым школьным оборудованием и бронежилетами, управление образования будет вынуждено тратить свои средства на те элементы безопасности, которые потребуют дополнительных затрат, но объективно не смогут обеспечить надежную защиту от злоумышленников, так не являются основными причинами и условиями преступлений такого рода, ибо надежная безопасность школьников возможна только при реализации комплексного подхода.

Регулярно обличаемые неработающие по многочисленным причинам металлоискатели на входе в школы, к сожалению, вовсе не являются панацеей от всех бед. К несчастью, даже несовершеннолетние преступники зачастую бывают достаточно изощренными, многое ищут и находят в интернете самые современные и коварные способы введения в заблуждение, и в таком случае никакие металлоискатели не могут им помешать.

Тем более в средствах массовой информации почти всегда подробно описываются технологии большинства преступных действий. Так, например, известен случай, когда террорист, тщательно продумав свое преступление, проник в один из засекреченных полицейских участков во Франции с керамическими топорами и ножами, с их помощью убил несколько человек. К сожалению, установленный в парижском полицейском отделе металлоискатель объективно не смог их выявить.

При этом следует помнить, что внутри самой школы, например, в кабинетах труда и химии можно найти предметы, вполне пригодные для совершения актов терроризма.

По мнению Владимира Ворожцова, предлагаемые меры, утвержденные поправками в ГОСТы, безусловно, увеличат доходы охранных компаний, но при этом создадут только внешнюю картину усиления безопасности образовательных учреждений, поскольку сами по себе они не в состоянии кардинальным образом обеспечить комплексную и системную безопасность учащихся и вселить спокойствие в родителей школьников.

Примечательно, что в обычных условиях, согласно новому ГОСТу, охранники должны иметь при себе наручники и резиновые палки. Кроме того, они должны пройти дополнительную физическую подготовку. Возникает вопрос: в условиях, когда довольно значительная часть мужчин находится на СВО, где удастся набрать такое количество физически подготовленных охранников? И надо ли это? Может быть все таки в школе вполне достаточно тревожной кнопки для вызова подготовленных бойцов Росгвардии?

При усиленном режиме охранники, согласно поправкам в ГОСТ, должны экипироваться в бронежилеты и каски, а также иметь при себе служебное оружие, на которое потребуется выделение дополнительных средств для получения специальных лицензий.

По мнению Владимира Ворожцова следует так же поинтересоваться у разработчиков поправок: а не превратится ли это оружие из защитника в очень серьезную угрозу, поскольку подготовка человека к использованию огнестрельного оружия, и в частности, ведение скоротечного огневого контакта – это очень сложная и длительная работа. Далеко не всякий человек способен в условиях паники, звуков стрельбы, криков, хаотичного перемещения детей и взрослых, безошибочно выбрать нужную цель и эффективно применить оружие. Выбор против кого и в каком порядке следует применить оружие – это тоже достаточно сложный вопрос, требующий высочайшей квалификации. Способна ли она появиться в результате нескольких занятий?

Нам необходима осмысленная, продуманная и научно обоснованная, рассчитанная на перспективу нескольких десятилетий система мер по предотвращению особо опасных преступных проявлений в учебных заведениях. И в ней должно быть взято за основу ключевое звено, а не дополнительные условия, считает Владимир Ворожцов.

Вот почему именно с проблем сознания, состояния психики, мотивации, контроля социальных сетей и межличностных коммуникаций, социального сопровождения потенциально проблемных личностей и должна начинаться безопасность в школе. А не с пистолета в руках охранника, которым он, возможно, и не в состоянии уверенно и эффективно воспользоваться без угрозы для окружающих.