Продолжая участие в дискуссии по вопросам совершенствования миграционного законодательства, Партия пенсионеров считает необходимым обратить внимание на то, благодаря «стараниям» законодателей и некоторых чиновников действующая процедура получения российского гражданства превратилась в один из доминирующих факторов, создающих проблемы во взаимоотношениях с трудовыми мигрантами.
Сегодня от депутатов отсутствуют внятные объяснения того факта, что Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации за последние десятилетия последовательно отклонила более двенадцати важнейших миграционных законопроектов, содержащих комплекс продуманных и системных мер, позволявших решить многие из существующих ныне миграционных проблем.
Заместитель Председателя Центрального совета Партии пенсионеров Владимир Ворожцов в ходе своих публичных выступлений неоднократно заявлял, что причины многих, столь волнующих сегодня граждан России миграционных проблем, заложены в содержании ряда ранее принятых в России политических решений, законов и нормативных актов, дающих огромный простор чиновникам для разнообразных трактовок и коррупционных проявлений.
Исходя из этого в Партии пенсионеров убеждены, что вопрос предоставления российского гражданства — это отдельная и очень ответственная проблема, требующая глубокого осмысления, научного прогнозирования, жесткого контроля и детальной проработки его на уровне соответствующих нормативных документов.
Следует понимать, что в современном мире накоплен значительный опыт использования иностранной рабочей силы. Десятки стран активно привлекают иностранных рабочих. Одним из классических примеров этому считаются Объединённые Арабские Эмираты и некоторые другие страны Персидского залива, где мигранты составляют свыше 80% общего объёма трудовых ресурсов. Как показывает их опыт, обычно там не возникает серьезных проблем, поскольку существует отработанное законодательство, регламентирующее в том числе трудовые договоры с приглашенными рабочими, в котором указываются конкретные участки и объемы работы, фиксируется время и срок исполнения. По истечении трудовых договоров и тем более в случае противоправного поведения они автоматически высылаются на свою родину.
Другой, прямо противоположный пример, порождающий постоянные проблемы, характерен для Франции, где для выходцев из бывших колоний создавались места компактного проживания. В результате этого даже органы правопорядка сегодня боятся посещать эти, как они называют, «проблемные» районы. Нерешенность подобных вопросов постоянно порождает конфликты.
Сегодня мы видим, что и в крупных российских городах, таких, как Москва и Санкт-Петербург, куда в основном и стремятся трудовые мигранты, начинают появляться анклавы из представителей бывших среднеазиатских республик. Безусловно, по темпам роста анклавов мы пока уступаем ведущим европейским державам, но если не обращать внимание на эту проблему, то со временем мы рискуем воочию столкнуться с появлением административно и культурно изолированных районов компактного проживания мигрантов.
Для понимания значимости этой проблемы следует привести цифры, озвученные учеными, согласно которым для образования постоянных и криминогенных анклавов достаточно, чтобы доля мигрантов составляла 10–12% от общего количества жителей.
Как справедливо указывают эксперты, приезжающие в нашу страну мигранты стараются жить обособленно, по своим законам и правилам, в ряде случаев распространяя их на окружающих. Естественно, что в такой ситуации наши граждане не могут чувствовать себя в безопасности. Более того, они небезосновательно заявляют, что формирующиеся анклавы иностранных рабочих становятся все более неуправляемыми и способны со временем изменить существующий культурный фон, уклад жизни и традиции коренных жителей.
Еще одной значимой проблемой, возникающей в процессе трудовой миграции, следует считать абсолютно разные подходы по отношению к иностранным рабочим со стороны нашего государства и тех стран, откуда формируется основной поток мигрантов.
Если Россия готова создавать условия для их последующей интеграции в российское общество в качестве его новых полноправных членов, то страны-доноры рассматривают трудовую миграцию в качестве механизма, позволяющего получать стабильное пополнение своего бюджета и минимизировать собственные внутриполитические риски, связанные с невысоким уровнем жизни и безработицей.
Не случайно эксперты отмечают, что денежные переводы трудовых мигрантов в страны исхода в настоящее время остаются значимым аспектом экономической стабильности большинства среднеазиатских государств.
Мы убеждены, что если не предпринимать эффективных усилий по совершенствованию миграционной политики государства, то в обозримом будущем могут произойти существенные изменения и в этническом, и в религиозном составе населения нашей страны. Поэтому, удовлетворяя потребности экономики в иностранных рабочих, не следует забывать, что миграция способна оказать влияние и на политические процессы, происходящие в нашей стране.
Для разработки концепции миграционного законодательства следует вспомнить о том, что в МВД России в свое время четко сформулировали основания для предоставления гражданства. В разработанных ведомством предложениях было написано, что гражданство в режиме соотечественников предоставляется представителям тех этнических групп, которые традиционно проживают на территории России и не имеют своей государственности за пределами Российской Федерации.
Иными словами, если к нам в страну приезжает и просит гражданство на правах соотечественника чуваш, мордвин, бурят, якут, то понятно, что у них нет своей государственности за пределами Российской Федерации и они могут претендовать на получение российского гражданства в режиме репатриации соотечественников.
Все остальные должны приниматься в особом порядке, на основе тщательного персонального отбора, при наличии реальных оснований на обретение нового гражданства, включая владение языком и культурой России.
Партия пенсионеров считает, что проблемы, существующие сегодня в миграционной сфере, не смотря на огромное влияние коррупционных факторов, носят прежде всего именно организационный и правовой характер. Мы не сомневаемся, что если будет, наконец, разработана и принята соответствующая нормативная база, обеспечен строгий контроль за её исполнением, то большинство тех проблем, которые фактически ежедневно возникают у наших граждан в отношении с мигрантами из ближнего и дальнего зарубежья, останутся в прошлом.