На главную

Степан Фирстов: Врач должен быть носителем профессиональной лицензии

– Врач должен быть носителем профессиональной лицензии. Мы предоставляем права водителю, а не автомобилю. Однако в системе здравоохранения нашей страны права получает «машина», - заявил в ходе работы межрегионального форума «Медицина доступная каждому», состоявшегося 24 мая 2024 года в Челябинске, член Президиума Центрального совета Партии пенсионеров, Председатель Правления партийной организации Партии пенсионеров в Челябинской области, руководитель фракции Партии пенсионеров в Законодательном Собрании Челябинской области Степан Фирстов.

https://www.youtube.com/embed/pER6ujWMu9w

Он обратил внимание участников форума на то, что в России врач не является субъектом права. Следовательно, врач не может иметь профессиональную страховку. Это не лучшее наследие СССР. В результате нерешенности ряда правовых вопросов происходят очевидные всем вещи, когда в тюрьму попадает врач за врачебную ошибку, которую правоведы часто путают с ненадлежащим оказанием медицинской помощи.

Важно здесь понять, что во всём мире застрахованного врача за его деятельность сначала судит профессиональное сообщество, а уже потом на основании его заключения – следственный комитет. А аккредитованная медицинская организация отвечает перед пациентом за надлежащие условия того места, где происходит осуществление деятельности. И тогда всё происходит по-честному, в т. ч. и в экономическом обороте.

Застрахованы все по-отдельности – и врач, и организация, каждый пациент на свой страховой случай. В итоге доволен и врач, и пациент, и медицинская организация, в которой работает большое количество врачей, тоже остается довольной, так как отвечает только за свою часть в оказании качественной медицинской помощи.

Сегодня все слышали, что в процессе утверждения нового состава правительства спикер Государственной Думы Вячеслав Володин первой проблемой назвал дефицит врачей. Им была озвучена была общая цифра в 30 000 человек, и эта цифра ещё не до конца оценена с точки зрения возрастных групп.

Проблему дефицита кадров не решить без изменения статуса врача, так как в систему не идут молодые люди, которые и так в силу возраста и статуса недостаточно защищены социально, и в будущем они понимают, что им государство не предлагает быть эффективно защищенными профессионально.

Сегодня врач не является субъектом права, а медицинское учреждение несёт ответственность за качество предоставляемых медицинских услуг. С одной стороны такой подход отчасти снимает ответственность с врача, что может повлиять на качество оказываемой медицинской помощи.

С другой стороны, врач не защищён, потому что он сам не представляет на законодательном уровне никого интереса как профессионал и не имеет права голоса и полноценной возможности застраховать свои риски в профессии.

Особое внимание Степан Фирстов уделил вопросу необходимости развития и поддержки деятельности профессионального врачебного сообщества в лице единой врачебной организации, которая бы совместно с государством регулировало и определяло врачебную деятельность, c пониманием её нюансов и аспектов.

Истинное качество медицинской помощи, оказываемой пациентам, о котором сегодня много говорится, и компетентность врача, следующего общепринятым этическим нормам, оказывающего медицинскую помощь – это первоочерёдный факт в любой системе саморегулирования.

Ответственное профессиональное поведение отдельных врачей, а также эффективная и действенная система саморегулирования необходимы для того, чтобы убедить людей в том, что становясь пациентами они будут получать качественную медицинскую помощь, предоставляемую компетентными врачами.

В настоящее время в России существует и реализуется законодательная база в этом отношении, выраженная Федеральными Законами 323 и 315. Однако они не идеальны и требуют пересмотра, дополнений.

Основываясь на опыте работы со «Всемирной медицинской ассоциацией», могу сказать, что эффективный защитный механизм для врача – это страхование от личной ошибки.

Страхование по существующим Федеральным законам в России сегодня неполноценно и не получило должного развития потому, что врач – наёмный работник и он может получить только регрессный иск от медицинского учреждения.

Он – не носитель лицензии и не может сегодня застраховать свои профессиональные риски даже при индивидуальном желании.

Развитие саморегулирования без подкрепления со стороны профессионального сообщества не является достойной моделью, потому что необходим должный надзор за врачом. Более того, в развитом профессиональном сообществе врачам предоставляется поддержка членов сообщества, помощь в решении юридических, клинических сложных вопросов, льготы, соответственно, повышение уровня жизни и престижа профессии, что приведёт к снижению дефицита медицинских кадров.

Завершая свое выступление, Степан Фирстов предложил Комитету по охране здоровья Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации создать рабочую группу по изучению данной тематики по изменению статуса врача с целью улучшения сложившейся в отрасли ситуации и ликвидацией дефицита врачебных кадров.