На этой неделе для выпускников российских школ прозвенел последний звонок. Это радостное и волнующее событие ознаменовало завершение одного из самых прекрасных и ярких периодов в жизни каждого человека – детства!
Партия пенсионеров от всей души поздравляет вас с окончанием школы и с вступлением во взрослую жизнь! Мы надеемся, что годы, проведенные в школе, останутся в вашей памяти одними из самых светлых и незабываемых воспоминаний. Убеждены, что фундамент знаний, сформированный за годы учебы не смотря на все многочисленные «эксперименты» чиновников от образования, поможет вам выбрать правильный жизненный путь и стать достойными гражданами своей страны.
Сегодня, 26 мая, для вчерашних школьников начинается экзамен для вступления во взрослую жизнь – Единый государственный экзамен, по результатам которого они смогут планировать свое будущее становление как специалистов, готовых трудиться на благо своей страны.
Несмотря на торжественность событий, связанных с окончанием школы, Партия пенсионеров хочет в очередной раз обратить внимание широкой общественности, представителей органов публичной власти не только на несправедливость и ненужность, но и опасность особой формы испытания в виде Единого государственного экзамена, которому ежегодно подвергаются выпускники российских школ.
Говоря о негативном отношении Партии пенсионеров к единому государственному экзамену (ЕГЭ) хочется напомнить, что его введение изначально не имело серьезных и убедительных научно-методических обоснований. Без должного профессионального обсуждения и научного анализа остались проблемы соотношения качественного и количественного контента в предлагаемых экзаменуемым вопросах, технологии проверки не только памяти, но и уровня мышления обучаемых, их способности осуществлять аналитическую деятельность, а также комплексной и целостной оценки всей совокупности знаний, умений и навыков, приобретенных школьниками за время обучения.
Как мы помним, обоснование столь важного для развития всей отечественной системы образования вопроса сводилось исключительно к популистской аргументации о необходимости преодоления коррупции в высшей школе и социального неравенства.
Прошло чуть больше десяти лет с момента обязательного введения ЕГЭ, заменившего как выпускные экзамены в общеобразовательной школе, так и вступительные испытания при поступлении в вузы. Пожалуй единственное, чем могут похвастаться сегодня так называемые «реформаторы» отечественного образования, так это незначительным снижением уровня коррупции. Да и этот аргумент до настоящего времени конкретно не подтвержден результатами профессионального криминологического анализа.
«Борьба» с коррупцией все эти годы демонстрировалась наглядно. Правда, какой ценой! С каким воспитательным эффектом! И с какими затратами бюджетных средств! Чиновники от образования, установив во всех школах видеокамеры в дни сдачи ЕГЭ, даже не задумываются, что этим шагом вводят презумпцию виновности, ставят под подозрение не только честность и порядочность выпускников школ, но и рассматривают всех педагогов как потенциальных взяточников.
Если же говорить о преодолении социального неравенства и реализации столь важного для Партии пенсионеров принципа социальной справедливости, то следует признать, что роль ЕГЭ в решении этого вопроса оказалась самой минимальной. Ни для кого не секрет, что на фоне значительного сокращения бюджетных мест в вузах, гарантией бесплатного получения высшего образования могут стать высокие балы, полученные при итоговой аттестации.
Поэтому неудивительно, что в погоне за высокими балами ученики и их родители устремились по хорошо проторенной дорожке – к репетиторам, оказывающим возмездные, зачастую очень недешевые услуги по подготовке к ЕГЭ. Сегодня, когда по свидетельству авторитетных экспертов к платным услугам прибегают родители более 60% учеников, рассуждать о преодолении социального неравенства может только наивный человек, либо тот, кто не желает признавать очевидное.
Самым печальным и социально опасным следствием введения ЕГЭ стало то, что в итоге принципиальным образом изменилось содержание работы общеобразовательной школы. Вместо многообразной деятельности по формированию научной картины мира и мировоззрения у школьников, гармоничного сочетания обучения и воспитания, педагоги вынуждены «натаскивать» учеников на прохождение тестирования.
В результате наиболее востребованными умениями и навыками современных школьников считаются те, которые связаны со способностью запоминать. Как показала практика, развитие мышления и творческих способностей у учащихся при критериальной функции ЕГЭ больше не может считаться приоритетной задачей школьного образования.
Логично что внедрение ЕГЭ в качестве итоговой аттестации выпускников общеобразовательных школ в очередной раз наглядно продемонстрировало наглядный пример господства фискального сознания нынешнего поколения чиновников. В погоне за универсальными показателями, но отнюдь не самыми объективными, они до предела упростили содержание образования современной российской школы, минимизировали его творческие и воспитательные элементы, и даже не заметили как лишили подрастающее поколение главного преимущества отечественной системы образования – доступности и преемственности.
Существовавшая ранее четкая вертикальная система, построенная на единстве и согласованности всех звеньев образования, включала начальную, среднюю школу, ПТУ, техникум, вуз, аспирантуру и докторантуру, позволяла как государству, так и каждому человеку точно спланировать свой вектор обучения.
Залогом высокого качества советского образования, которое по достоинству признавалось во всем мире, была синхронизация получаемых знаний по всем предметам.
Сегодня же, по мнению чиновников, достаточно в режиме кроссворда сдать всего два экзамена по русскому языку и математике, чтобы считать себя полноценным выпускником образовательной школы, основательно подготовленным для поступления в вуз.
Партия пенсионеров убеждена, что при таком подходе рассуждения о необходимости опережающего развития нашей страны на основе научно-технических преобразований могут навсегда остаться в категории благих пожеланий, не способных когда-либо реализоваться на практике.
По мнению Партии пенсионеров, следует как можно скорее и решительнее отказаться от ЕГЭ, как единственного критерия оценки уровня знаний выпускников школ. Система образования обязана готовить комплексно и системно обученных выпускников, а не носителей непонятных компетенций.
Система аттестации и оценки знаний выпускников обязана стать понятной, удобной для педагогов, учитывающей психологию учащихся, позволяющей им проявлять всю совокупность своих знаний, творческих способностей и навыков, гражданские качества, а также быть объективной и эффективной.
Впрочем, мы не сомневаемся в том, что сегодняшние именинники – выпускники школ, успешно справятся со всеми предстоящими испытаниями, а в будущем добьются успехов на избранном поприще.
Партия пенсионеров желает всем тем, кто сегодня заканчивает школу, не обмануться в своих ожиданиях и испытать как можно больше радости от приобретения новых знаний, изучения своей будущей профессии и достойной работы по избранной специальности.