На главную

Только совместные усилия государства, кинопроизводителей и российских зрителей помогут сделать российское кино действительно культурным достоянием страны

Партия пенсионеров, как партия мудрых людей, опираясь на прошлый и нынешний опыт хорошо знает, что погоня исключительно за количественными показателями ни к чему хорошему, как правило, не приводит. Историческая практика доказывает, что значительно важнее качество, производимой продукции.

Именно об этой истине следует всегда помнить, когда речь идет о производстве новых фильмов, призванных, главным образом, содействовать развитию духовной культуры общества, а не превращаться в примитивное и убогое развлечение.

Вспомнить об этом нас заставило сообщение средств массовой информации, согласно которому за последние годы совокупный объем государственных и частных вложений, вложений в национальное кинопроизводство возрос в пять раз.

Благодаря этому еженедельно в кинотеатрах страны выходит четыре национальных фильма, и еженедельно на платформах выходит четыре сериала. В целом, как отмечают сами кинопроизводители, этот объем производства уже сейчас превосходит возможности каждого зрителя их смотреть.

В тоже время большинство из нас сегодня наверняка затруднится ответить на вопрос: какие именно фильмы особенно впечатлили вас, чтобы вы запомнили их на всю жизнь? Не секрет, что большинство современных фильмов «успешно» забываются уже на следующий день после их просмотра.

В связи с этим, Партия пенсионеров обращает внимание на то, что, несмотря на этот бурный рост, качество многих из свежеиспеченных фильмов оставляет желать лучшего. Большинство новых картин сосредоточено на жанрах боевиков, историях о преступниках и мошенниках, далеких от реальности гламурных рассказах. К сожалению, среди них крайне редко встречаются действительно высокохудожественные произведения, которые могли бы оставить заметный след в культурном наследии страны.

Причины этого явления многогранны и требуют отдельного глубокого анализа.

Во-первых, одной из основных проблем является вульгарно финансовых подход, ориентация кинопроизводителей на быструю окупаемость вложений и кассовый успех. Индустрия кино сегодня, в том числе и по экономическим и коррупционным причинам, все больше ориентируется на массового зрителя, а не на создание качественного и содержательного кино.

В стремлении угодить широкой аудитории, производители предпочитают выпускать примитивные развлекательные фильмы, которые легко воспринимаются и не требуют особых усилий для понимания. Это приводит к упрощению сюжетов, созданию шаблонных персонажей и отказу от сложных тем, которые могли бы стимулировать размышления у зрителей.

За последние десятилетия усилиями наших заокеанских «партнеров» умело сформировались и критерии оценки российского кино у зарубежных кинодельцов. Чем страшнее и ужаснее изображается российская действительность, чем мрачнее и трагичнее судьба героев, тем большее количество наград и призов неизменно получал данный фильм на международных кинофестивалях, тем знаменитее становились обласканные наградами авторы данных пасквилей. Они же, в свою очередь, неизменно получали и очередное щедрое финансирование от государства на новые «творения».

Серьезной проблемой является и остается прокатная политика. Не секрет, что даже редкие, исключительно удачные, высоконравственные и патриотические фильмы просто не могут найти своего зрителя – дорога в кинотеатры им просто закрыта. Об этой опасной тенденции наглядно говорят те препоны, которые регулярно искусственно возникают, например, перед фильмами – победителями Фестиваля доброго кино на их пути к своему зрителю. Не удается, кстати, их увидеть и на экранах российского телевидения!

Во-вторых, важным фактором является дефицит сценариев, основанных на глубоких и оригинальных идеях. Многие фильмы создаются по готовым рецептам и клише, фактически повторяющим друг друга, что лишает их уникальности и новаторства. В результате даже при значительных финансовых вложениях конечный продукт в итоге остается поверхностным и однообразным.

Кроме того, негативное влияние оказывает и недостаточная поддержка авторского кино, которое традиционно является основным источником высокохудожественных произведений. Такие фильмы часто требуют большего времени на подготовку, осмысленный подход к выбору темы и более тонкую работу с материалом. Однако авторское кино редко получает широкую поддержку на уровне государственных субсидий или инвестиций, так как его коммерческий успех не всегда очевиден.

Серьезной, но мало обсуждаемой проблемой остается и вопрос об идеологической и патриотической позиции значительного количества деятелей современной российской киноиндустрии. Дело дошло уже до того, что один из недавно покинувших нашу страну многолетних членов ведомственной комиссии по финансированию отечественного кинопроизводства ныне надменно хвастается что он течение долгого ряда лет сознательно препятствовал созданию в Российской Федерации фильмов патриотического содержания. Неужели эти его «усилия» за все это время так и не были замечены ни коллегами, на самим Министерством культуры, если он столько лет преспокойно пребывал в этой синекуре?

По мнению Партии пенсионеров для коренного изменения ситуации необходимо предпринимать системные и решительные шаги, направленные на развитие и поддержку качественного кинопроизводства.

Во-первых, следует стимулировать создание сценариев на основе национальной культуры, истории и литературы, что позволит вернуть в кино глубокие и содержательные сюжеты.

Во-вторых, важно развивать систему подготовки и поддержки талантливых сценаристов и режиссеров, способных создавать по-настоящему качественные фильмы.

Необходимо также пересмотреть систему финансирования кинопроектов, уделяя больше внимания поддержке патриотического и авторского кино, которое, несмотря на возможный меньший коммерческий успех, обладает высоким культурным значением.

Немаловажной остается и реклама киноновинок, ознакомление зрителя с их ценностью.

Кроме того, зрители также играют важную роль в формировании спроса на качественное кино. Поддерживая фильмы, которые предлагают что-то большее, чем просто развлечение, аудитория стимулирует кинематографистов создавать более глубокие и художественно значимые картины.

В конечном итоге, только совместные усилия государства, кинопроизводителей и российских зрителей помогут вернуть российскому кино его высокохудожественное значение и сделать его действительно культурным достоянием страны.