На главную

Владимир Авдийский: будущее России во многом определяется суверенной отечественной системой образования и науки

– Убежден, что важнейшим условием для поступательного развития нашей страны следует считать скорейшее восстановление эффективных принципов функционирования отечественной системы образования, разрушенных либералами-реформаторами в угоду так называемым ценностям западного мира, - заявил в ходе Всероссийской научно-практической конференции «Партия пенсионеров о будущем в России» доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, советник ректора Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, член Центрального совета Партии пенсионеров Владимир Авдийский.

Нынешняя ситуация дает нам реальный шанс исправить многочисленные ошибки, накопленные в сфере управления российским образованием и наукой за последние десятилетия.

«Реформирование» российской науки и образования привело к тому, что мы фактически превратились в ресурс для элементарного выкачивания из страны высококвалифицированных кадров, научных идей и результатов научных изысканий.

«Кроме того, под видом интеграции в мировое научное сообщество мы, по научению либералов от науки, стали передавать за границу в формате публикаций научных статей в периодических изданиях, индексируемых международными рефератными базами Web of Science или Scopus, информацию об основных направлениях и полученных результатах наших научных изысканий. Соответственно без всякой гарантии закрепления за нашими учеными приоритетов и авторства на возможные открытия», - подчеркнул Владимир Авдийский.

Далее Владимир Авдийский обратил внимание участников конференции на то, что в соответствии с Программой фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021–2030 годы), утвержденной Распоряжением Правительства России от 31 декабря 2020 г. № 3684-р установлены Целевые показатели (индикаторы). Согласно одного из них основным вкладом данной программы является «…достижение места Российской Федерации по удельному весу в общем числе статей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, в изданиях, индексируемых в международных базах.».

Не обеспечение роста научного потенциала, а места по удельному весу статей, за которые авторы еще и должны сами платить немалые деньги!

При этом вышеуказанная программа предусматривает обязательную публикацию российскими учеными в соавторстве с иностранными учеными, участие которых должно составлять не менее 75% от общего числа публикаций.

«Причем никто не может объяснить нам - на чем основаны подобные целевые показатели (индикаторы) и на решение каких государственной задачи они нацелены. Как эти публикации помогут реально повысить научный потенциал страны?!» – задал вопрос Владимир Авдийский.

Наглядным примером целенаправленной работы зарубежных компаний по поиску новых технических решений посредством изучения и анализа российских научных публикаций является история с разработкой корпорацией Lockheed Martin технологии, так называемой «стелс», позволяющей снизить заметность летательных аппаратов в радиолокационном и других спектрах обнаружения, которую разработал наш соотечественник – талантливый ученый Петр Яковлевич Уфимцев.

В своей работе «Метод краевых волн в физической теории дифракции» он описывал как сделать самолет практически невидимым для радаров противовоздушной обороны. К сожалению, данная работа, как и многие другие, не нашла поддержки в России. Да и сам Уфимцев П.Я. не был должным образом оценен как высококлассный специалист.

В добавок к этому, без учета многолетних традиций и достижений отечественного образования, российской специфики, в рамках Болонского соглашения в 2003 году был осуществлен перевод всего российского образования на единые стандарты европейского образования, что в итоге, по мнению авторитетных экспертов, во многих сферах привело практически к полной его деградации и разрушению.

«Примечательно, что ни в одном государстве, прежде всего членов Болонского соглашения, несмотря на заявленные сторонниками данного соглашения радужные ожидания, так и не был признан ни один диплом российского вуза без дополнительных процедур подтверждения владельцами своих компетенций, что является открытой дискриминацией российского высшего образования, вопреки наличию всевозможных межправительственных соглашений по этому вопросу», - отметил Владимир Авдийский.

Последовательное принижение в ряде отраслей роли ученых и преподавателей привело к снижению качества преподавания, значительно ослабило авторитет отдельных вузов.

Как следствие данная тенденция привела к тому, что многие крупные компании были вынуждены открывать собственные отраслевые учебные заведения для переучивания, а нередко вообще заново осуществлять обучение наших выпускников новым профессиям.

«Убежден, что все образовательные программы должны разрабатываться только на основании действующих профессиональных стандартов, разработанных и утверждаемых в установленном порядке», - заявил Владимир Авдийский.

Далее он отметил, что сегодня цикл смены федеральных образовательных стандартов не совпадает с циклами смены технологий производства, порождающими новые профессии во всех отраслях народного хозяйства. Несмотря на то, что вузы обязали привлекать к разработке образовательных стандартов работодателей, разрыв этот продолжает оставаться достаточно существенным.

В целях совершенствования системы подготовки кадров особое значение сегодня приобретает позиция руководства нашей страны, здоровых политических сил, нацеленная на отказ от следования навязанным ей в свое время либерально-монетаристским установкам, которые фактически явились тормозом в развитии нашей страны, привели к потере многих приоритетов во всех сферах социально-экономического развития, создававшихся трудом многих поколений.

«Практика государственного строительства России последних десятилетий показала, что знаменитый тезис одного из «великих» российских либералов «все, что нам будет нужно, мы всегда купим» (Е. Гайдар) не только не оправдал себя, но и привел фактически к обнищанию значительной части нашего народа», - подчеркнул Владимир Авдийский.

В рамках противостояния либерализации образования, которое целенаправленно рассматривалось ими в качестве одной из отраслей по зарабатыванию денег, посредством оказания так называемых образовательных услуг, в последние годы органами государственной власти осуществлён комплекс определенных организационных и практических мер.

В частности, из основополагающего Федерального закона об образовании было вытравлено само понятие «образовательные услуги».

Абсолютно поддерживаю точку зрения Партии пенсионеров, заявляющую, что взамен этого следует использовать новые инструменты, обеспечивающие эффективное взаимодействие высших учебных заведений, научных центров, научно-производственных объединений и работодателей в сфере подготовки кадров новой формации для достижения региональных и национальных целей устойчивого социально-экономического развития на основе развития науки и образования в регионах.

«Резюмируя фактическое положение дел, сложившееся в сфере подготовки кадров в условиях политической и экономической изоляции, следует отметить, что сегодня особенно необходимо в короткие сроки провести комплексную ревизию всех государственных образовательных программ, исключив из них «мертвые» специальности, и дополнить этот перечень современными, востребованными специальностями, согласовав их с отраслевыми министерствами и ведомствами, представителями реального сектора экономики, профессиональными объединениями», - подвел итого своего выступления Владимир Авдийский.