Реализация принципов стратегического планирования неизбежно потребует коренных изменений в работе правительства. При этом современные электронные технологии сами по себе не заменят необходимости комплексного подхода к анализу экономической реальности и ее планомерному, системному и ускоренному преобразованию.
"Точка зрения некоторых правительственных экспертов, заявляющих о том, что в основу «Цифрового Госплана» положены принципы стратегического планирования, представляется мне, по крайне мере, некорректной по целому ряду причин", - заявил Председатель Центрального совета Партии пенсионеров Владимир Бураков, комментируя новость о готовности Правительства России приступить к реализации пилотного проекта по формированию новой управленческой модели, основанной на создании единой информационной системы.
Анализируя те материалы, которые в настоящее время опубликованы в средствах массовой информации, мы видим, что основная цель «Цифрового Госплана» — это, прежде всего, создание автоматизированной системы сбора информации от различных отраслей экономики и организация контроля за исполнением решений.
Безусловно, никто не будет отрицать важность и значимость этой работы. Но на практике это означает всего-навсего техническую оптимизацию ряда элементов управленческой деятельности, не имеющую ничего общего с технологией стратегического планирования.
Авторитетные советские экономисты, подробно обосновавшие в прошлом столетии научно-практические основы стратегического планирования, видели главную задачу его реализации не в количестве станков и гвоздей, а в повышении уровня жизни граждан своей страны.
Иными словами, задача любого планирования – это не только учет и контроль, а, главным образом, разработка социально значимых моделей экономического развития, выстраивание тех производственных цепочек, которые обеспечивают, в первую очередь, удовлетворение потребностей людей, решение социальных задач и рост благосостояния.
Чтобы полнее понять как на практике могут реализоваться принципы стратегического планирования достаточно вспомнить такой масштабный отечественный проект, не имеющий аналогов в мировой истории, как план ГОЭЛРО.
Из истории мы хорошо знаем, что в ходе реализации плана ГОЭЛРО, помимо непосредственной электрификации, были заложены самые прочные основы для успешной индустриализации страны, созданы реальные предпосылки для эффективного развития промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства. Кроме того, в нем была предусмотрена электрификации железнодорожного транспорта.
Показательно, что уже в 1934 году наша страна смогла полностью отказаться от приобретения импортного оборудования для нужд энергетики.
Не менее важно, что реализация плана ГОЭЛРО была привязана и к территориальному развитию. В качестве примера могу напомнить, что именно тогда началось освоение Кузнецкого угольного бассейна, вокруг которого в короткие сроки возник новый промышленный район.
Естественно, что в ходе этого масштабного проекта решался и целый комплекс социальных вопросов. Создавались новые рабочие места, строились новые города и дороги, готовились кадры для работы на открывающихся предприятиях, неуклонно повышалась производительность труда и росли доходы граждан.
Выражаясь современными терминами, можно сказать, что, определив в то время энергетику в качестве ведущего фактора движения вперед, советское руководство заложило прочнейший фундамент для «прорывного» развития всего промышленного потенциала страны и тем самым гарантировало неуклонное повышение уровня жизни для своих граждан.
Хочу отметить, что этот пример абсолютно точно отражает понимание Партией пенсионеров основ стратегического планирования. Для нас главное – это комплексность сформулированных задач, обеспечивающих не только системное развитие промышленности, но и полноценную реализацию статьи 7 Конституции Российской Федерации, гласящей, что наша страна – социальное государство, чья политика нацелена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека.
Поэтому мы, безусловно, поддерживаем готовность Правительства России использовать в своей деятельности отдельные принципы стратегического планирования.
Но хотим предупредить, что не следует ограничиваться только технической стороной, связанной с «оцифровкой» данных. Тем более, что цифровые технологии, в свою очередь, несут в себе немало различных рисков, в том числе и в вопросах безопасности, начиная с проблемы импортозамещения необходимого оборудования и функционирования программного обеспечения.
Не менее важными остаются и вопросы содержания той экономической идеологии, которая закладывается в качестве технического задания разработчикам программ для будущего "Цифрового Госплана".
Если же они будут лишь слепо следовать порочным стереотипам ряда ведущих теоретиков фискальной идеологии из числа отдельных представителей финансово-экономического блока, результаты предшествующих "усилий" которых мы наглядно видим сегодня, то вместо повышения эффективности могут возникнуть риски нанесения еще большего ущерба экономике нашей страны, не говоря уже о безопасности и социальной сфере.
"Следует обязательно помнить заветы великих российских ученых и практиков, что главное в стратегическом планировании – это интересы человека!" - подытожил свой комментарий Владимир Бураков.