На главную

Владимир Бураков: Партия Пенсионеров – это динамичные консерваторы и патриоты с социальной повесткой

В своем сегодняшнем обзоре мне хотелось бы обратить внимание уважаемой аудитории на то, что социальная справедливость – не просто часть названия Партии пенсионеров. Это девиз нашей деятельности, её основополагающий принцип, ибо справедливость - главный критерий эффективности социальной политики государства.

В своих программных и политических документах мы неустанно подчеркиваем, что для решения накопившихся социальных проблем можно и нужно делать гораздо больше.

Мы убеждены, что до тех пор, пока законодательная и управленческая деятельность будут базироваться на формуле «социальные расходы – «удавка» на шее экономики», уровень и качество жизни миллионов россиян не будут соответствовать их реальным потребностям.

Мы видим, что проблемы в социальной сфере нарастают быстрее, чем решаются. Нельзя и далее мириться с тем, что обладая огромным научным, производственным, культурным потенциалом, богатейшими природными ресурсами, высоким уровнем образования граждан, Россия не входит в число государств-лидеров в вопросах социальной защиты граждан и социального обеспечения.

Всё ещё недопустимо высокой остаётся доля людей, живущих за чертой бедности. Последние годы реальные располагаемые доходы многих российских граждан вообще не растут и даже снижаются. По показателю уровня жизни населения наша страна находится далеко во второй половине мирового рейтинга.

В то же время по количеству миллиардеров в долларовом эквиваленте Россия занимает одно из ведущих мест во всевозможных рейтингах.

Мы страна с одним из самых высоких показателей дифференциации в доходах. Так, на долю 10% наиболее обеспеченных слоёв населения приходится без малого 30% совокупных денежных доходов россиян, тогда как на долю 10% наименее обеспеченных – немногим более 2%. Что это, как не открытое попрание принципа социальной справедливости – одного из наиболее значимых для русского и других народов России.

Не случайно, что новь ухудшилась и динамика демографических процессов. Наша страна находится во второй сотне мирового рейтинга по средней продолжительности жизни населения, а это интегральный показатель качества жизни.

Первое и самое главное, на что мы обращаем внимание, когда говорим о социальной политике – это отсутствие реальной стратегии социальной политики и несовершенство законодательства по социальному обеспечению граждан. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная сфера имеет для современного общества и государства основополагающее значение. Однако правовые нормы, регулирующие социальную сферу, до настоящего времени в нашей стране в большинстве своем не структурированы, нигде не объединены, существуют независимо друг от друга. Более того, зачастую о существовании некоторых положений не знают даже те люди, которых они непосредственно касаются.

Следует признать, что даже такой сферы, как социальное право, значение которого трудно переоценить, в российском правоведении объективно самостоятельно пока не существует. Действующие сегодня законодательные и подзаконные акты различного уровня в сфере социального обеспечения противоречат друг другу и актам иных отраслей законодательства, прежде всего, бюджетного законодательства. Все это и многое другое не позволяет государству надлежащим образом гарантировать конституционные социальные права граждан.

Мы видим, что на сегодняшний день в России существует ряд социальных сфер, требующих стабильного и устойчивого развития и совершенствования, однако судить о положительных изменениях в таких сферах пока сложно. Среди «проблемных» вопросов государственной социальной политики можно выделить:

1. Снижение социальной проблемы бедности;

2. Внедрение ставки минимального размера оплаты труда, адекватной реальным условиям и действительному размеру прожиточного минимума в стране;

3. Внедрение минимальной ставки часовой (или дневной) оплаты труда, адекватной существующей экономической ситуации;

4. Разработка и принятие пакета минимальных социальных стандартов (например, стандарт достойной жизни человека);

5. Разработка и принятие законодательства, обеспечивающего большее согласование механизмов регулирования и контроля уровня обеспечения социальной сферы на федеральном и региональном уровнях.

В связи с этим, мы настаиваем на разработке и утверждении новых принципов предоставления социальной поддержки гражданам страны, разработке современной комплексной концепции стратегии развития социальной политики нашего государства.

Мы заявляем, что для коренного изменения ситуации требуются разработка и принятие Социального кодекса Российской Федерации - базового законодательного акта, закрепляющего основы правового регулирования отношений, направленных на реализацию социальных прав граждан (социальных отношений). Это придаст основополагающий импульс к реформированию всей социальной сферы.

При этом основной целью Социального кодекса Российской Федерации должно стать создание условий, обеспечивающих:

- достойную жизнь и свободное развитие граждан;

- возможность широкого выбора гражданами предоставляемых социальных благ;

- снижение социального неравенства и бедности.

И самое главное, что в соответствии с Социальным кодексом граждане смогут получать социальные блага не по заявительному принципу, а в силу законодательно закрепленных прав на их получение и в бесспорном порядке.

Хочу подчеркнуть, что для Партии пенсионеров особую важность имеют именно те социальные блага и услуги, которые предоставляются гражданам посредством бюджетного финансирования, оперативно и качественно.

В рамках подготовки Социального кодекса мы планируем добиться установления новых государственных минимальных стандартов по:

- оплате труда;

- увеличению минимальных размеров пенсий;

- увеличению общедоступных бесплатных услуг образовательных учреждений, которые финансируются за счет государственного бюджета;

- расширению видов медицинской помощи, доступной населению и осуществляемой учреждениями здравоохранения на бесплатной основе;

- повышению норм и нормативов, отражающих уровень обеспечения населения государственными и муниципальными учреждениями культуры, оказывающими общедоступные и бесплатные услуги;

- повышению нормативов, отражающих уровень обеспеченности населения услугами, оказываемыми учреждениями социального обслуживания населения. В первую очередь, таких категорий, как инвалиды, престарелые, дети, оставшиеся без попечения родителей, и другие категории населения, нуждающиеся в посторонней помощи и поддержке.

Хочу остановиться еще на одной, не менее болезненной для нашего законодательства, проблеме – неэффективности и несовершенстве действующей системы пенсионного обеспечения. Мы убеждены, что основные параметры пенсионного обеспечения, зафиксированные в законах «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О страховых пенсиях» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» нуждаются в серьезной корректировке.

Мы видим, что нынешняя система пенсионного обеспечения скроена по худшим лекалам примитивной уравниловки и построена на упрощенном понимании принципа солидарности поколений. Из-за утверждения фискальной трактовки этого принципа все отчисления, поступающие в Социальный Фонд, ставший ныне правопреемником печально известного ПФР, от нынешнего поколения тружеников целиком уходят на содержание тех, кто уже успел выйти на пенсию.

Однако доходы от деятельности бюджетообразующих отраслей производства, предприятий и сооружений, созданных непосредственно трудом нынешних пенсионеров, почему то, к принципу солидарности поколений не относятся.

В начале девяностых годов у страны был реальный и социально справедливый путь решения извечной пенсионной проблемы. Для этого было бы достаточно, опираясь на очевидное мнение граждан, передать в уставной капитал создаваемого в тот период Пенсионного фонда России активы основных, наиболее эффективных и доходных предприятий, в том числе топливно-энергетического, добывающего и металлургического комплексов, созданных нелегким и самоотверженным трудом поколений людей, ставших пенсионерами. Однако большинство из них ушли тогда с молотка на мутных залоговых аукционах.

В результате, в условиях невысоких темпов роста экономики и соответствующих, близких к бедности, доходов большинства работников, трудно было ожидать успешности наполнения бюджета пенсионного фонда.

Но и с функциями собственно фондов у наших чиновников тоже «не получилось». Как иначе объяснить, что доходность ряда отечественных пенсионных фондов нередко оказывается в разы меньше процентных ставок по вкладам в ведущих российских банках. Соответственно с такой доходностью исчезают и надежды пенсионеров на их будущие пенсионные поступления.

Следует подчеркнуть, что латание зияющих дыр пенсионного бюджета во многом стало и следствием работы «эффективных менеджеров», управлявших финансами, в том числе и пенсионными накоплениями. Растеряв сбережения нынешних пенсионеров, они решили компенсировать свои потери за счет будущих пенсионеров, лишив их, с одобрения думских сидельцев, надежды на будущее.

Следует сказать, что нами в Партии пенсионеров внимательно проанализированы и учтены все обозначенные недостатки, а потому сформулированы принципиально новые параметры желанного и социально справедливого функционирования системы пенсионного обеспечения.

На сегодняшний день Партия пенсионеров – единственная политическая сила в стране, последовательно добивающаяся отмены кабальной зависимости пенсионного обеспечения от возраста. Основой для пенсии должен быть трудовой стаж. Кроме того, мы убеждены, что простым гражданам не нужны ни ПФР, ни Социальный Фонд, ни многочисленные негосударственные пенсионные фонды, «управляющие» их сбережениями ради мифических пенсионных баллов.

По мнению Партии пенсионеров нужно переходить к практике бюджетного финансирования пенсий, когда пенсионное обеспечение населения включается в расходную часть бюджета, что на самом деле напрямую проистекает именно из конституционного принципа солидарности поколений. Только в этом случае граждане смогут рассчитывать на стабильную выплату нынешних и будущих пенсий, а также на их ежегодную индексацию.

Далее хочу обратить внимание на положения нашей партийной программы, нацеленные на снижение налоговой нагрузки на незащищенные категории граждан. Мы считаем, что сделать это следует в том числе и за счет увеличения налогового бремени с высокодоходных групп населения. Человек – это не нефтяная скважина.

В то время как неуклонно увеличивается налоговое бремя на простых граждан, порядка 30% совокупных доходов в стране по-прежнему освобождены от налогообложения. Основные поступления в бюджет должны формироваться не за счет падения уровня жизни незащищенных категорий населения, а за счет перераспределения налоговой нагрузки. Деньги российских налогоплательщиков должны работать в России!

Еще одним из механизмов ускорения развития российской экономики, даже в современных условиях, должно быть существенное расширение внутреннего рынка путем значительного увеличения внутреннего платежеспособного спроса населения.

А основной фактор этого – значительный рост размеров заработной платы работников, пенсий и пособий. Именно эти деньги, в сочетании с системой преференций отечественному бизнесу, прежде всего малому и среднему, и смогут дать дополнительный стимул эффективного и ускоренного развития отечественного производства.

Конечно, развитие промышленности и сельского хозяйства станет наиболее эффективным, если будет реализован принцип стратегического планирования при управлении российской экономикой, столь необходимый и востребованный сегодня.

Безусловно, претворение в жизнь всех наших инициатив возможна в условиях преодоления засилья фискально-либеральной идеологии, последствия которого мы сегодня ощущаем наглядно и исключительно остро.

Подытоживая сказанное, хочу еще раз подчеркнуть, что увеличение социальных расходов государства не тормозит экономический рост, а, наоборот, может стать главным фактором его развития. Мировой опыт убедительно доказывает, что за счет государственных ассигнований на социальную сферу создается столь необходимый для роста экономики массовый платежеспособный спрос населения.

Партия пенсионеров заявляет, что кризис – не время сокращать социальные расходы. Активная социальная политика в интересах большинства граждан страны способна в ближайшие годы утвердить программный принцип Партии пенсионеров: «достойный труд – достойная зарплата – достойная пенсия» в качестве главного элемента жизнедеятельности современного российского общества.

Владимир Бураков, Председатель Центрального совета Партии Пенсионеров