Безусловно, рост цен на продукты питания остается одной из наиболее болезненных проблем для российского общества. Эта ситуация особенно остро ощущается гражданами старшего поколения, чьи доходы, как правило, фиксированы и не успевают за темпами инфляции.
Говоря о причинах роста цен можно выделить, как объективные, так и субъективные факторы, способствующие удорожанию продуктов.
Очевидно, что к числу объективных следует отнести постоянный рост стоимости топлива и логистики. В результате этого доставка сельхозпродукции становится дороже, что неизбежно отражается на конечной цене.
К таким же факторам можно отнести и увеличение затрат на удобрения и корма, в том числе возникшими по причине международных санкций со стороны недружественных Российской Федерации стран. Кроме того, колебания цен на сырьевые товары также создают барьеры для производителей сельхозпродукции.
Плюс общие инфляционные процессы неизбежно затрагивают и аграрный сектор.
Особую проблему представляет значительная доля импортных продуктов питания в общей товарной структуре российского потребительского рынка.
Однако существуют и субъективные причины, чье негативное влияние на стоимость продуктов питания можно было бы значительно уменьшить при решении целого ряда вопросов, на которые неустанно обращает внимание Партия пенсионеров.
Здесь речь идет об отсутствии нормальных условий для развития мелкотоварного производства в аграрном секторе и тотальном доминировании торговых сетей при реализации готовой продукции.
Сегодня мы видим, что концентрация производства в руках крупных компаний уменьшает долю мелких фермеров и личных подсобных хозяйств на рынке, что на практике значительно снижает гибкость ценообразования.
Одновременно с этим традиционные, ранее известные в советские времена как колхозные, продовольственные рынки вытесняются крупными торговыми сетями, которые не заинтересованы в сотрудничестве с небольшими производителями из-за малых объёмов продукции.
В СМИ и общественном мнении неоднократно обсуждались и вопросы криминализации в данной сферы, влияния на нее представителей криминально-этнических группировок, в том числе и в части завышения розничных цен.
Ни для кого не секрет, что в российских городах практически не осталось продовольственных рынков. Торговые сети, благодаря усиленному лоббированию в 90-е годы прошлого столетия, сегодня стали главными и практически единственными торговыми площадками. Выполняя функцию посредника между монополистами производителями и потребителями, они взимают за свои услуги весьма приличные средства.
Много раз нам всем приходилось наблюдать, как они умеют филигранно манипулировать ценами, создавая на пустом месте ажиотаж вокруг какой-либо группы товаров и извлекая колоссальную прибыль из любого дефицита.
Между тем, создание оптимальных условий для реализации излишков продукции через фермерские и дачные рынки способно реально снизить цены на продукты и улучшить их качество.
В связи с этим хочу напомнить о том, что насыщение продовольственного рынка нужными и востребованными продуктами в равной степени зависит не только от усилий профессиональных аграриев и фермеров, но и от неустанной работы на личных подсобных хозяйствах (ЛПХ), где люди выращивают столь нужные всем продукты - овощи, ягоды и фрукты.
Мы убеждены, что личные подсобные хозяйства – это уникальный ресурс, который позволяет гражданам производить доступные и экологически чистые продукты питания. Мировой и отечественный опыт убедительно доказывает, что они способны обеспечить значительную долю продукции на локальных рынках и могут стать важным звеном в борьбе с удорожанием продуктов, поскольку работают напрямую – с грядки на прилавок.
Казалось бы, многие это знают и понимают. Однако на практике, ни представители законодательной, ни исполнительной власти на местах фактически не желают замечать и решать проблемы, позволяющие кратно повысить эффективность работы личных подсобных хозяйств и превратить их в значимый фактор обеспечения продовольственной безопасности нашей страны.
Именно поэтому Партия пенсионеров считает, что для эффективного сдерживания роста цен необходимо не только принимать меры поддержки на уровне крупных производителей и ритейлеров, но и развивать потенциал личных подсобных хозяйств, которые исторически играли важную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны.
Подчеркивая значимую роль дачников в обеспечении страны продовольствием, хочу напомнить, что решение о необходимости выделения 6 соток было принято советским правительством в трудные послевоенные годы.
Испытывая тогда серьёзную нехватку продуктов питания, руководство страны выпустило в феврале 1949 года постановление «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих», согласно которому предписывалось раздать гражданам небольшие участки земли для ведения личного подсобного хозяйства.
Примечательно, что одновременно с бесплатным выделением земли правительство поручило промышленности наладить выпуск удобрений и инвентаря для садоводства и огородничества.
Не менее важно и то, что выделяемые шесть соток стали своего рода символом доступности и равенства, так как каждый гражданин, независимо от своего социального статуса, мог получить одинаковый небольшой участок земли.
Это, выражаясь современными терминами, абсолютно инновационное решение позволило тогда без дополнительных затрат со стороны государства обеспечить жителей страны достаточным количеством свежих овощей и фруктов в условиях послевоенной нехватки продуктов.
Вспоминая этот уникальный опыт, мы должны адаптировать его к современным условиям и создать реальные и эффективные преференции для тех, кто сегодня работает на своих 6 сотках. А ныне, возможно, уже на своем гектаре.
Очевидно, что для этого востребована комплексная и системная работа законодательной и исполнительной власти, как на федеральном, так региональном и муниципальных уровнях. Она должна предусматривать создание эффективных мер по организационной, финансовой и информационной поддержке деятельности на личных приусадебных участках.
Сегодня мы видим, что граждане, работающие на своих участках, зачастую действуют в одиночку, без налаженной системы взаимодействия между собой и с крупными производителями. Это приводит к тому, что дачники, а это в подавляющем большинстве пенсионеры, привыкшие трудиться на своих 6 сотках, не могут эффективно реализовывать излишки своей продукции. Для них организация логистики и поиск покупателей – задача практически невыполнимая.
В результате мы знаем и видим, что нередко значительное количество продукции, произведённой в ЛПХ, гибнет, не доходя до потребителя. Причина – отсутствие эффективных каналов реализации.
Безусловно, одна из ключевых задач обеспечения доступности произведенных продуктов – это развитие продовольственных рынков, торгующих сельскохозяйственной продукцией. Очевидно, что кратное увеличение числа современных продовольственных рынков, их декриминализация и демонополизация позволят гражданам приобретать свежие продукты без лишних наценок.
Партия пенсионеров уверена, что эта мера должна сопровождаться законодательным упрощением системы реализации продукции. Так, например, необходим пересмотр ряда положений федерального закона № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», который серьезно ужесточил условия для рыночной торговли, но не обеспечил должную защиту прав потребителей.
Кроме того, для садоводов, продающих свои излишки может быть предусмотрена льготная аренда торговых мест на рынках или создание специализированных площадок для сезонной торговли.
Говоря о государственной поддержке садоводов, мы предлагаем подумать о снижении стоимости коммунальных услуг для личных подсобных хозяйств. Высокие тарифы на электричество и воду в немалой степени усложняют ведение подсобного хозяйства.
Существенной мерой поддержки садоводов могут быть субсидии на закупку семян, удобрений и сельскохозяйственного оборудования.
Действенную помощь садоводам может оказать и современная Ай-Ти отрасль. Создание информационных платформ и программ для прямой продажи продукции, организация системы доставки без посредников, сделает продукты более доступными для населения.
Партия пенсионеров подчеркивает, что пожилые граждане играют важную роль в функционировании личных подсобных хозяйств. Они обладают богатым опытом ведения сельского хозяйства и способны обеспечить не только себя и своих близких, но и других граждан.
Однако им для этого требуется помощь:
- доступ к бесплатным или льготным образовательным программам по агротехнологиям;
- улучшение медицинского обслуживания для активных пенсионеров, занятых сельским трудом;
- финансирование социальных проектов, направленных на улучшение условий жизни на селе.
Подытоживая сказанное, хочу подчеркнуть убежденность Партии пенсионеров в том, что поддержка личных подсобных хозяйств – это важнейший шаг в борьбе с ростом цен на продукты питания.
Сельские жители и дачники могут сыграть ключевую роль в повышении качества продуктов питания и обеспечении продовольственной безопасности страны.
Необходимо развивать механизмы государственной поддержки, которые помогут каждому владельцу земли стать активным участником экономического и социального развития России. Помогая пенсионеру на его шести сотках, мы не только обеспечиваем столы наших граждан качественными продуктами, но и укрепляем основу стабильности всей страны.
Организовав логистику, стимулируя кооперацию и создавая условия для реализации излишков продукции, мы сможем добиться двойного эффекта – повысить уровень жизни пенсионеров и обеспечить доступность продуктов для широких слоёв населения.
Пенсионеры и личные подсобные хозяйства – это одна из основ продовольственной устойчивости России. Поэтому поддержка их усилий на федеральном и региональном уровнях должна стать приоритетной задачей для государственной политики.
Владимир Бураков, Председатель Центрального совета Партии Пенсионеров