На главную

Владимир Бураков: России необходимы не отдельные меры, а комплексная программа реабилитации ветеранов боевых действий с горизонтом планирования 25 -30 лет

Партия пенсионеров в настоящее время приступает к анализу реализации разработанных в 2023 году при участии ведущих российских ученых и медицинских специалистов рекомендаций по построению в Российской Федерации системы реабилитационной работы в современных условиях.

В них, в частности, предлагалось:

1. Просить Правительство Российской Федерации совместно с заинтересованными ведомствами, научным сообществом и специальным государственным фондом «Защитники Отечества» разработать и реализовать на основе методологии стратегического планирования общефедеральную долгосрочную комплексную программу «Реабилитация» с горизонтом планирования 25–30 лет.

2. Просить Правительство Российской Федерации в целях создания полноценной реабилитационной среды для военных инвалидов инициировать работу по законодательному выделению инвалидов войны и вследствие военной травмы в особую группу – «инвалиды, имеющие особые заслуги перед Отечеством».

3. Просить Правительство Российской Федерации поручить уполномоченным органам государственной власти создать единый федеральный государственный регистр участников СВО, который позволит обеспечить должный учет всех участников и пострадавших (личные кабинеты), определить индекс здоровья, оценить потребности каждого в программе реабилитации, сформировать индивидуальную траекторию реабилитации, оценить финансовые затраты, объективно оценивать эффективность реабилитационных мероприятий, синхронизировать мероприятия медицинской, социальной, психологической, трудовой реабилитации.

4. Просить руководство Российской Федерации дополнительно усилить статус и расширить полномочия созданного Указом Президента Российской Федерации специального государственного фонда «Защитники Отечества», передав ему более широкие полномочия и функции по обеспечению участников (инвалидов) СВО средствами индивидуальной реабилитации, протезами (особенно дорогостоящими, умными, бионическими), исключив в качестве обязательной процедуры конкурсную закупку их на государственных торговых площадках, значительно затягивающую сроки протезирования и возвращения к активной жизни (социализацию) получивших инвалидность участников СВО.

5. Просить Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание Российской Федерации дополнительно предусмотреть в бюджете Социального Фонда России (Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации) средства на создание специализированной патронажной службы для инвалидов СВО, в том числе с привлечением на условиях аутсорсинга некоммерческих, волонтерских и благотворительных организаций, а также увеличить в бюджете ФФОМС долю средств на медицинскую реабилитацию участников СВО и пострадавшего гражданского населения.

Отдельным пунктом предлагалось «в целях эффективного решения проблемы обеспеченности жильем участников боевых действий и членов их семей, включая семьи погибших участников СВО, просить Правительство Российской Федерации, совместно с заинтересованными ведомствами, сформировать институт субсидируемой аренды жилья как один из наиболее эффективных способов решения жилищной проблемы, позволяющий участникам СВО избавиться от тягот ипотечной кабалы, и непосредственно начать его реализации в 2024 году».

Разработчики рекомендаций полагали, что Минпромторгу России совместно с Минсоцзащиты России целесообразно в кратчайшие сроки разработать и реализовать государственную программу развития производства оборудования и материалов для проведения комплексной медицинской и социальной реабилитации, в том числе принять государственную программу разработки и скорейшего производства отечественных средств реабилитации и протезирования для получивших инвалидность участников СВО, включая вопросы производства инновационных протезов, специализированного медицинского оборудования, приспособленных для транспортировки и коммуникации людей с ограниченными возможностями средств транспорта (в том числе и общественного) и связи, а также специализированного производственного оборудования, позволяющего им в последующем эффективно осуществлять трудовую деятельность.

Обоснованно полагая, что любая системная деятельность должна опираться на результаты научного осмысления, авторы рекомендаций посчитали, что Российской академии наук совместно с Минобрнауки России было бы логично внести изменения в планы научной работы и финансирования профильных научных и учебных заведений в части системной организации комплекса научных исследований по всему спектру вопросов реабилитации и социализации участников боевых действий, членов их семей,

Соответственно целесообразно просить Минздрав России совместно с Минобрнауки России внести изменения в образовательные программы и учебные планы подготовки врачей, предусмотрев внесение соответствующих разделов по медицинской и социальной реабилитации, восстановительной медицине, медицинской экспертизе стойкой утраты нетрудоспособности, исключающей риски возможных коррупционных проявлений.

Учитывая особое значение зубопротезирования для морально-психологического состояния человека, целесообразно ходатайствовать перед Минздравом России о необходимости на законодательном и нормативном уровнях предусмотреть включение в существующий формат индивидуальных программ реабилитации стоматологическую помощь (реабилитацию), в том числе зубопротезирование, для инвалидов боевых действий и вследствие военной травмы.

Начиная публикацию материалов рекомендаций 2023 года по вопросам комплексной реабилитации участников боевых действий, членов их семей, а также гражданских лиц, пострадавших от действий украинской стороны, Партия пенсионеров предлагает продолжить системное обсуждение и дальнейшую проработку данных проблем, имея в виду, в качестве основного методологического принципа, необходимость предварительного прогнозирования рисков и приоритетного предотвращения возможных проблемных ситуаций.