– Уверен, что тема моего сегодняшнего обзора понятна и близка подавляющему большинству наших граждан. Совсем скоро начнется новый учебный год, и снова для всех нас станут актуальными вопросы, связанные с проблемами современной средней школы. По-прежнему важнейшими из них остаются низкое качество учебников, слабая эффективность методик обучения, невысокое качество подготовки учителей и недостаточные меры социальной и материальной поддержки педагогов.
В этом контексте сегодня все более очевидным становится огромное значение опыта советской школы.
К сожалению, вот уже третье десятилетие подряд мы видим постоянное и зачастую совершенно неэффективное реформирование нашей системы образования. Причем проводится оно по «классическим» лекалам монетаристских либеральных теорий, ориентирующихся исключительно на тривиальную «экономию» расходов и так называемую оптимизацию, а не на достижение стратегических задач построения достойного будущего нашей страны и формирования молодого поколения, способного его обеспечить.
Наряду с очевидными организационными и управленческими просчетами, следует обратить внимание и на то, что на протяжении тридцати с лишним лет в российскую педагогику фактически насильственно насаждались совершенно чуждые классической отечественной школе идеологически ориентированные педагогические концепции и теории, которые объективно не воспринимались российской педагогической системой.
Сегодня мы видим, что опасное засилье идей горе-реформаторов до сих пор не преодолено. Не секрет, что учителями года иногда становились нынешние иноагенты, увлеченно преподававшие антиисторические и антипатриотические вещи при попустительстве как органов образования, так и идеологов официальной педагогической науки.
Справедливости ради, следует отметить, что некоторые, особо одаренные разработчики «новой школы», сейчас находятся под судом или вовсе получили заслуженные приговоры, но не за разрушение основ нашей российской школы и нанесенный вред сознанию и знаниям детей, а за финансовые махинации.
Однако, несмотря на это, и сегодня всем нам приходится по-прежнему наблюдать, как «маститые» педагогические гуру предлагают обществу в качестве ориентира развития системы образования самые примитивные модели, скопированные с западных образцов.
При этом многие из них даже не хотят замечать потрясшее многих наших граждан старшего возраста заявление действующего президента США Д.Байдена в его ежегодном послании конгрессу 2024 года, где он сформулировал в качестве основной цели современной американской школы – не много, не мало: постараться научить всех американских школьников до 8 класса чтению и письму! Таковы наглядные и реальные «достижения» хваленой западной системы образования. И это должно служить для нас ориентиром!?
Подробно анализируя навязываемый в последние десятилетия нашей стране педагогический опыт, мы видим, что основной акцент делается на обучение репродуктивного типа, при котором перегружается память, а другие, не менее важные составляющие процесса обучения, – восприятие, воображение, альтернативное и самостоятельное мышление просто блокируются.
Как свидетельствует практика, в результате такой модели обучения школьник нередко теряет навык принимать самостоятельные решения, искать новые и необычные решения, творить, и в результате привыкает к подчинению, становится пассивным исполнителем.
Еще одно печальное следствие «новомодных» педагогических учений проявляется в том, что в них игнорируется личность учащегося, в результате у него не формируется мотивация для дальнейшей учебы и постижения новых знаний.
Очевидным результатом подобного копирования стало то, что, по мнению многих авторитетных экспертов, современные учебники часто перегружены информацией, изобилуют сложными формулировками и не всегда соответствуют возрастным особенностям учащихся. Недостаток системности и доступности подачи материала приводит к тому, что ученикам сложно усваивать и применять полученные знания.
Не случайно, что многие родители и педагоги сегодня зачастую вынуждены доставать с полок учебники по математике, химии, физики 40-х или 50-х годов, намного более понятные современным школьникам и студентам, чем новомодные издания, на написание которых нередко затрачены огромные средства.
Основываясь на богатом опыте русской и советской школы, мы убеждены, что учебники должны основанными на достижениях классической педагогической науки, ориентироваться на формирование у школьников четких и глубоких знаний, навыков творческого мышления, а не только на запоминание разрозненных фактов.
Говоря о методиках обучения, следует подчеркнуть, что они также нуждаются в обновлении. В последние годы внедрение новых технологий и инновационных подходов часто происходит без учета реальных потребностей учеников и учителей, основывается на все тех же примитивных финансовых решениях. Это приводит к тому, что многие современные методики оказываются малопродуктивными и не достигают поставленных целей.
Партия пенсионеров считает, что необходимо возвращаться к проверенным временем методам обучения, которые ставят во главу угла развитие логического мышления, умения анализировать и делать выводы. В этом отношении классический опыт российской и советской школы, где ключевое внимание уделялось именно этим аспектам, остается крайне актуальным.
К сожалению, благодаря усилиям либеральных стратегов значительно снижена и роль учителя в образовательном процессе. Приходится признавать, что преподаватель рассматривается ими исключительно как пассивный исполнитель «фирменных» дидактических проектов, разработанных другими специалистами и жестко внедряемых нередко без учета реальных условий и особенностей как обучаемых, так и обучающих.
Следует признать, что нынешнее поколение школьных учителей, оставаясь одной из ключевых фигур в образовательной системе, ежедневно сталкиваются с множеством проблем, нередко весьма «рукотворных», которые влияют как на качество их работы, так и на их личное благополучие.
Одна из главных проблем — это перегруженность. Учителя нередко вынуждены работать с чрезмерной нагрузкой, часто ведя одновременно несколько классов и занимаясь дополнительными внеурочными мероприятиями. Помимо уроков, на учителей ложатся обязанности по ведению документации, подготовке к занятиям, проверке домашних заданий и контрольных работ.
Часто рабочий день учителя не заканчивается с последним уроком, а вынужденно продолжается дома. Это приводит к эмоциональному и физическому истощению, повышает уровень стресса и снижает мотивацию к работе.
Учителя, конечно, сталкиваются и с недостатком материальных ресурсов. Во многих школах не хватает современных учебных материалов, технического оснащения и других необходимых для качественного обучения компонентов. В результате педагоги зачастую вынуждены использовать устаревшие методы и приспосабливаться к нехватке необходимых инструментов, что снижает эффективность учебного процесса.
Еще одна проблема — это засилье бюрократических критериев, показателей, решений и указаний. Учителя вынуждены тратить значительное количество времени на заполнение различной документации, отчётов и планов, в большинстве своем абсолютно бессмысленных. Эти обязанности отвлекают их от основной задачи — обучения и воспитания детей, и добавляют дополнительное напряжение.
Также стоит особо отметить проблему крайне низкого уровня оплаты труда, который, не смотря на некоторые принимаемые решения, по-прежнему не соответствует уровню ответственности и значимости работы учителя. Это приводит к тому, что многие педагоги вынуждены искать дополнительный заработок, что ещё больше увеличивает их нагрузку и уводит от основной профессиональной деятельности.
Понимая эти проблемы, Партия пенсионеров заявляет о необходимости реального и безотлагательного осуществления комплекса мер по поднятию престижа труда школьного учителя. По нашему убеждению, это одна из ключевых задач, от решения которой зависит будущее образования и, в конечном итоге, будущее страны. Школьный учитель играет центральную роль в формировании личности и знаний подрастающего поколения. Но для того, чтобы профессия учителя снова стала уважаемой и престижной, необходимы продуманные и системные изменения.
Первое, что необходимо сделать, — это обеспечить учителям достойный уровень оплаты труда. Финансовая стабильность — это основа для того, чтобы талантливые люди выбирали профессию учителя и оставались в ней. Зарплата педагога должна соответствовать важности его труда и быть не ниже, чем у представителей других профессий, требующих аналогичного уровня образования и ответственности.
Следующий шаг — улучшение условий работы учителей. Это включает модернизацию школ, обеспечение их современной техникой и материалами, создание комфортной рабочей среды. Учитель должен иметь доступ к последним достижениям в области педагогики, а также к возможностям профессионального роста и повышения квалификации.
Не менее важна общественная поддержка и уважение к учительскому труду. Необходимо сформировать в обществе понимание того, что учитель — это не просто профессия, а служение, требующее высокого уровня самоотдачи и моральной ответственности. Это возможно через пропаганду педагогической деятельности в СМИ, проведение социальных кампаний, посвященных значимости учителя в жизни каждого человека.
Деятели культуры и искусства должны кардинальным образом пересмотреть свое отношение к профессии школьного педагога. К сожалению, за последние десятилетия в отечественном кино и на телевидении так и не было создано ни одного позитивного образа современного учителя. Чего, например, нельзя сказать о представителях криминального мира…
Для повышения престижа учителя важно также реформировать систему образования таким образом, чтобы она соответствовала современным вызовам и потребностям. Учителя должны быть вовлечены в этот процесс, их мнение и опыт должны учитываться при принятии решений. Это повысит не только статус педагогов, но и эффективность образовательного процесса в целом.
Важную роль играет и поддержка молодых специалистов. Необходимо создать программы, которые помогут начинающим учителям адаптироваться к работе, предоставят им наставников и возможности для профессионального развития. Это позволит удержать молодых педагогов в профессии и передать им опыт старших коллег.
Партия пенсионеров видит в учителях опору для будущего страны. Поднятие престижа этой профессии — это не просто задача для государства, это долг перед обществом и будущими поколениями. Создание условий для достойного труда учителя, его социальной защиты и уважения — это путь к тому, чтобы профессия учителя снова стала одной из самых уважаемых и престижных в России.
Подытоживая сказанное, хочу подчеркнуть, что опыт советской школы должен стать основой для решения многих из этих проблем. Следует признать, что в прошлом столетии в нашей стране существовала четкая система образования, которая обеспечивала высокий уровень знаний и воспитания. Одним из ключевых элементов была связь обучения с практической деятельностью, что формировало у школьников чувство ответственности и умение применять знания на практике.
Кроме того, в советской школе огромное внимание уделялось воспитанию коллективизма, уважения к учителям и старшим, что также играет важную роль в формировании личности.
Основой методологии и идеологии Партии пенсионеров является динамично развивающийся консерватизм. Опираясь на него мы можем со всей уверенностью утверждать, что сегодня важно не просто воспроизводить советский опыт, а развивать его на современных принципах, адаптировать к современным условиям. Мы должны учитывать изменения в обществе, новые вызовы, но при этом сохранить то лучшее, что было в советской системе образования. Это позволит создать такую школу, которая будет не только давать глубокие знания, но и воспитывать гармонично развитых, ответственных и социально активных граждан.
Партия пенсионеров считает, что будущее образования в нашей стране зависит от того, насколько мы реально сможем сохранить и развить лучшие традиции отечественной педагогики, а также создать условия для того, чтобы школа стала настоящим центром знаний и воспитания, отвечающим вызовам времени.
Владимир Бураков, Председатель Центрального совета Партии Пенсионеров