Прошло уже более ста лет, а жаркие споры о роли и значении Великой Октябрьской социалистической революции, свершившейся 25 октября 1917 года по старому стилю, не утихают до сих пор.
В связи с этим мне хотелось бы рассказать сегодня о принципиальной позиции Партии пенсионеров по отношению к радикальным изменениям, случившимся в нашей стране в прошлом веке и одновременно с этим подчеркнуть нашу идеологическую позицию о приоритетности и эффективности некатастрофичного пути развития нашего государства и общества.
Для объективной оценки ситуации, существовавшей в начале прошлого века в нашей стране, мне хотелось бы обратить внимание уважаемой аудитории на один из мифов, широко используемый, как советскими, так и многими зарубежными историками и утверждающим, что одним главных катализаторов русской революции якобы была отсталость Российской империи.
В противовес этой точке зрения хочу напомнить, что в 1913 году наша страна производила военные корабли всех классов и достаточно современное вооружение. Как известно тогда на это были способны не более 5–6 мировых держав. Показательно, что вступив в 1914 году в Первую мировую войну Россия оказалась единственной страной, имевшей собственную тяжелую бомбардировочную авиацию.
Как свидетельствуют данные существовавшей тогда статистики, в Российской империи активно развивались авиа и автомобилестроение, электротехническая и химическая промышленность, многие другие отрасли производства. Высокое качество российских промышленных товаров неоднократно подтверждалось медалями международных выставок и ярмарок.
Не следует забывать и о том, что первый камень в основание знаменитого флагмана советского автомобилестроения завода ЗИЛ был заложен в 1916 году купцами Рябушинскими.
В конце 19 и начале 20 веков в России были реализованы крупнейшие и не имевшие аналогов в мире проекты по развитию транспортной инфраструктуры. Именно в те годы была запущена в строй Транссибирская магистраль.
В целом среднегодовые темпы прироста валового выпуска в России тогда составляли 3,3%. Более высокие показатели в то время были только у США, Канады, Австралии и Швеции.
Говоря о качестве существовавшей тогда в стране системы образования хочу напомнить, что многие российские инженеры, вынужденные покинуть страну после революции, наглядно продемонстрировали ее высочайший уровень, сумев воплотить в практику самые инновационные для того времени технические решения. Здесь можно вспомнить и изобретателя телевизора Владимира Козьмича Зворыкина, и создателя первых вертолетов Игоря Ивановича Сикорского и многих других.
Не случайно, оценивая потенциал страны в начале 20 века, видный государственный деятель того времени Петр Столыпин говорил: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России».
К сожалению, этой возможности у страны не оказалось. Череда трагических и фатальных ошибок царского правительства в сочетании с крайней политической нестабильностью, нарастание протестных настроений как среди интеллигенции, так и широких слоев горожан, предательство правящих элит, беспомощность и неорганизованность сил, способных поддержать тогдашнюю власть, привели страну к двум революциям. В феврале 1917 года была свергнута монархия, а уже в октябре к власти пришли большевики, низложившие уже временное правительство.
Затем последовала Гражданская война, в результате которой экономика страны потеряла около 80% своего потенциала, а жертвы среди населения от военных действий, эпидемий и голода оцениваются историками в 8–10 млн человек. К этому следует добавить и значительные территориальные потери.
Показательно, что трагические события, случившиеся в нашей стране на рубеже 80–90 годов прошлого столетия и названные тогда «перестройкой», развивались по аналогичному с 1917 годом сценарию. Ошибочная политика руководства страны в сочетании с политической нестабильностью и деструктивной активностью широких кругов творческой интеллигенции привели страну к очередному развалу, в результате которого государство в очередной раз утратило значительную часть своих территорий, а большинство граждан в результате передела собственности не только потеряли все свои накопления, но и лишились многих социальных гарантий, столь привычных для них в советское время.
Понимая масштабность и трагизм социально-экономических потрясений, ставших следствием далеко не закономерных политических катаклизмов и радикальных преобразований, Партия пенсионеров абсолютно солидарна с точкой зрения Президента России, более двадцати лет назад заявившего о том, что «только фанатики или глубоко равнодушные, безразличные к России, к народу политические силы в состоянии призывать к очередной революции».
Из истории мы знаем, ценой каких невероятных усилий наша страна затем восстанавливала утраченное.
Да, Великая Октябрьская социалистическая революция сыграла огромную роль в глобальных изменениях не только нашей страны, но и всего мира. Но и цена этих результатов невероятно велика.
До сих пор ученые ищут ответ на этот основополагающий вопрос: можно ли нам было достичь тех же, или еще больших результатов, но избежав невероятных разрушений и трагедий?
Подчеркивая с первого дня своего существования приверженность идеологии консерватизма, Партия пенсионеров всегда руководствовалась пониманием того, что для российского общества востребована модель развития, максимально обеспечивающая эффективные и своевременные качественные преобразования, но направленная на сохранение стратегической стабильности в государстве и обществе, а также реализацию необходимых стране неразрушающих качественных изменений.
И ради достижения этой значимой цели необходимо стремиться своевременно предупреждать и разрешать противоречия, не допуская их перехода в острые политические и социальные конфликты. Для нас категорически неприемлемы попытки некоторых реформаторов «разрушать до основанья» и каждый раз строить «новую жизнь» с нуля. Мы убеждены, что страна, забывающая о своем прошлом, не имеет будущего.
По нашему убеждению, еще одна значимая черта, разрабатываемой нами идеологии динамично развивающегося консерватизма состоит в том, что она находится в постоянном поиске баланса между сохранением фундаментальных ценностей и их практических воплощением в конкретных исторических условиях. Более того, приоритетным ориентиром для выбора конкретной стратегии действий служат именно традиционные идейно-нравственные ценности, сформированные в обществе в ходе предшествующего развития и исторически оправдавшие себя.
Изучая богатейший и уникальный опыт, накопленный нашей страной за годы своего развития, мы с полным основанием можем сказать, что нам есть чем гордиться и на что опереться ради построения желанного настоящего и будущего.
Сегодня, руководствуясь важнейшим методологическим принципом «сохранять, развивать и приумножать» мы предлагаем активнее использовать принципы стратегического планирования, внедренные в 20 годы прошлого столетия и обеспечившие «прорывное» развитие отечественной экономики.
Безусловно, нам также следует развивать традиции и опыт, накопленный нашей страной в области образования, системы здравоохранения и социального обеспечения и многое другое.
Подытоживая сказанное, хочу подчеркнуть, что исторические уроки Октябрьской революции, а также революций в ряде других стран, хорошо научили всех нас тому, что радикальные разрушающие перемены хотя и могут вносить определенные коррективы в жизнь государства и общества, однако они часто неизбежно сопровождаются большими страданиями, потерями и нестабильностью, которую мы затем ощущаем на протяжении длительного времени.
Исходя из этого Партия пенсионеров предлагает признать наиболее эффективным принцип динамично развивающегося консерватизма, то есть путь развития, гарантирующий поступательное и неуклонное, без ненужных разрушений и потерь, развитие нашей страны и улучшение качества жизни всех граждан России.
Владимир Бураков, Председатель Центрального совета Партии Пенсионеров