На главную

Владимир Бураков: Стране не нужно новое «слово пацана», нам необходимо «слово воина»

К сожалению, современное российское искусство оказалось не способным представить столь необходимые сегодня российскому обществу образы и символы.

В сегодняшнем традиционном обзоре считаю необходимым вновь обратить внимание нашей аудитории на то, что современная отечественная культура, наконец то, должна уйти от слепого следования худшим шаблонам западной массовой культуры.

Подлинная российская культура всегда была уникальна, базировалась на подлинных ценностях, на уважении к людям, честному труду и высокому духовному идеалу. Партия пенсионеров убеждена, что именно эти принципы были и остаются важнейшей основой для единства и устойчивого развития общества, и именно они должны находить отражение в книгах, фильмах, музыке и искусстве.

Однако сегодня, когда мы постоянно видим на экранах «героев», зарабатывающих власть и богатство сомнительным путем, или решающих свои проблемы насилием, мы задаемся вопросом: какой пример это подает не только молодым, но гражданам всех поколений?

Подчеркивая роль культуры в развитии современного общества, в том числе российского, мне хочется напомнить малоизвестную цитату одного из ведущих мыслителей в истории человеческой цивилизации – Карла Маркса. Именно ему принадлежит очень точное и вечно актуальное изречение о том, что «…культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно… оставляет после себя пустыню…».

К сожалению, за последние десятилетия мы в полном объеме ощутили на себе тот факт, что когда государство забывает о социальном и историческом значении культуры для общества, начинает ориентироваться на идеологический плюрализм, то управление этой сферой закономерно переходит в руки «эффективных» и весьма далеких от культуры менеджеров. Тогда их деятельность и начинает оцениваться количеством полученных чемоданов с денежными купюрами, либо вообще попадает в руки прямым врагам отечества.

В результате для ярких. Талантливых и искренних произведений все дороги оказались надежно заблокированы. Абсолютизируя финансовые показатели, эти, так называемые эффективные «управленцы», нагло утвердили абсолютно утилитарное параметры отношения к культуре, при котором независимо от содержания произведения, фильма, спектакля или картины они должны гарантировать именно им прибыль. В противном случае, сколь бы значимы не были для общества продукты творчества подлинных таланторв, публиковать, снимать или ставить их не стоит.

В итоге из-за насаждения примитивного монетаризма вопросы культурного развития и просвещения стали быстро отодвигаться на второй план и на месте, образно говоря, цветущего сада, достаточно быстро образовалась безжизненная и безнравственная пустыня, о которой я и вспоминал выше.

Однако наивно полагать, что образовавшаяся пустота оказалась ничем незаполненной. К сожалению, следует признать, что в нашу страну хлынул бурный поток самой низкопробной литературы, музыки, кино и телевизионной продукции.

Концертные площадки навязчиво заполняются исполнителями, многим из которых в советское время из-за их очевидной профнепригодности и социальной ущербности не разрешили бы выступать даже в самом далеком сельском клубе.

Важно понимать, что прародителем современной массовой культуры, так быстро заполнившей три десятилетия назад все наше культурное пространство, были всего-навсего тривиальные комиксы, рассчитанные на широко представленную на Западе малообразованную публику, не всегда умеющую даже читать.

С бурным развитием радио, кинематографа и выпуском множества облегченных изданий за рубежом, и особенно в США, была создана эффективная система, активно тиражирующая и продвигающая легко доступные для восприятия, нередко примитивные образы и идеи. Интересно, что основой для содержания комиксов могли быть и классические произведения. Из них заимствовались персонажи, темы, но в адаптированном, упрощенном и доступном для невзыскательного читателя варианте.

Стоит сказать, что большая часть современных блокбастеров изготавливается по тому же принципу, но только с большим техническим оснащением. В их изготовление вкладываются огромные средства, позволяющие достигать невероятных спецэффектов. Плюс астрономические рекламные бюджеты, которые зачастую позволяют убедить окружающих в уникальности нового произведения. Однако, по своему смысловому содержанию они оказываются такими же убогими и малосодержательными, как и их далекие предшественники, напечатанные на дешевой газетной бумаге.

В связи с этим хочу напомнить, что в послевоенные годы, оказывая экономическую помощь в восстановлении европейских стран, США начали одновременно с этим продуманно навязывать им и свои ценностные стереотипы. Называлось это американской мягкой мощью и для этих целей использовался весь арсенал средств искусства – от книг и фильмов до поп и рок-музыки.

По мнению авторитетных западных ученых США успешно добились господства на мировом культурном рынке, в частности в плане массовой культуры, с помощью активной роли своего государства. Они отмечали, что именно правительственные организации играли ощутимую роль в продвижении за границей своих культурных индустрий, используемых для экспортирования определенного комплекса убеждений и ценностей.

К сожалению, при нашем собственном попустительстве примерно то же самое произошло в 90-е годы прошлого столетия и в нашей стране. Очевидным следствием усиленного распространения чуждой большинству наших людей массовой культуры стало заметное падение требований к художественному уровню культурного процесса, спадом интереса к классическому культурному наследию, как к отечественному, так и мировому.

В результате этого мы видим, что зачастую вместо наполнения общественного сознания граждан России идеями гуманизма, патриотизма, сострадания ближнему, уважения к старшим, традиционными культурно-нравственными ценностями, мы с особой тревогой постоянно сталкиваемся со всевластием образцов массовой культуры, выражающегося в системном исключении из публикаций, программ телевидения и радиовещания, театральных и концертных афиш подлинно талантливых, желанных нашими людьми произведений, и их замене опасными суррогатами, соответствующими некоему навязанному нам «формату».

По нашему глубокому убеждению, современному российскому зрителю нужны образы сильных и достойных героев, которые вносят реальный вклад в процветание общества, развивают и защищают свою страну.

На смену криминальным сагам и пошлым мелодрамам должны прийти истории людей, стремящихся к высокому, работающих ради страны и общества, создающих условия для поступательного развития России и людей, которые своим трудом развивают и защищают страну.

Самое обидное заключается в том, что наша современность и совсем недавнее прошлое дают нам многочисленные примеры и сюжеты невероятного мужества и самоотверженности наших сограждан, достойных самых замечательных творений.

В первую очередь, это и наши воины, и представители старшего поколения —ветераны, учителя, инженеры, врачи и работники сельского хозяйства. Это люди, посвятившие свою жизнь созиданию и воспитанию, передающие опыт и знания молодым, живущие в системе традиционных ценностей и знающие, что такое ответственность перед Родиной.

В российской культуре необходимо уделить внимание формированию положительных образов именно этих людей, чтобы общество помнило об их заслугах и стремилось к сохранению их достижений. Они стали основой для развития страны, их трудовой и нравственный подвиг — это уроки, которые мы обязаны сохранить и передать следующим поколениям. Российская культура всегда была воспитательным примером для молодежи, и теперь ей вновь необходимо стать таковой, воспитывая патриотизм, уважение к труду и стремление к самосовершенствованию. Молодым поколениям нужны образы, вдохновляющие их на достойные поступки и правильные жизненные ориентиры.

Выдающиеся русские литературные критики, меценаты умели абсолютно тонко чувствовать уровень произведений, силу таланта их авторов. Достаточно вспомнить как безошибочно пополнялась коллекция легендарной Третьяковской галереи. И в этой связи в очередной раз в очередной раз возникают вопросы к российскому министерству культуры, умудряющемуся без видимых обычному человеку причин поддерживать финансово не только сомнительные, но и нередко далеко не патриотические произведения.

Российской культуре, от детской до массовой, сегодня необходима новая, современная система образов и идеалов. Формирование таких идеалов в культуре сегодня — это задача всей страны, и особенно важно в этом участие старшего поколения, которое сможет передать свой опыт и ценности через искусство, литературу, кино и театр.

Культура обязана стать проводником традиционных ценностей, вдохновляющих молодежь на созидание, уважение к истории и старшему поколению, формирование национальной гордости и ответственности за судьбу страны. Иначе это будет не культура, а демиург пустыни.

Председатель Центрального совета Партии пенсионеров

Владимир Бураков