На главную

Владимир Бураков: Высшая школа в России объективно стоит на пороге больших перемен

Сегодня, когда уже завершились традиционные ежегодные мучения школьников с ЕГЭ и тысячи выпускников школ готовы приступить к освоению программ высшего профессионального образования, мне хочется обсудить с читательской аудиторией весьма злободневные и не менее актуальные для большинства российских граждан вопросы, связанные с качеством современного образования.

Наблюдая за тем, как третье десятилетие подряд предается забвению уникальный опыт советской средней и высшей школы, мы задаем абсолютно логичный и оправданный вопрос, а способны ли реформы, основанные на тривиальной экономии расходов, чуждом нам мышлении, обеспечить построение достойного будущего страны и сформировать молодое поколение, готовое эффективно решать самые сложные и прорывные решения на благо нашей страны и ее граждан.

Одним из самых заметных примеров подобного реформирования, построенного в полном соответствии с классическими рекомендациями приверженцев либеральных монетаристских учений, следует считать действующую процедуру итоговой аттестации выпускников школ, так называемый, единый государственный экзамен – ЕГЭ.

Безусловно, единственным плюсом ЕГЭ можно считать упрощение ряда бюрократических процедур. Во всем остальном сплошные минусы.

Прежде всего, следует понимать, что тестирование оказывает негативное влияние на уровень подготовки учеников, поскольку тесты фокусируются на поверхностном знании фактов и алгоритмов решения типовых задач, оставляя без внимания глубокое понимание предмета и не помогая развитию творческих способностей учащихся.

Еще одна ключевая проблема тестирования состоит в неспособности экзаменаторов оценивать навыки аналитического и критического мышления. Тестовые задания, как правило, предполагают выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов, что не требует от учащихся развернутого обоснования своего выбора. В результате ученики привыкают к шаблонному мышлению и не развивают умение формулировать и аргументировать свои мысли.

Все это приводит к тому, что в процессе обучения основное внимание уделяется «натаскиванию» на определенные типы заданий, что обедняет образовательный процесс. Учителя же вынуждены готовить учеников к сдаче тестов, а не к полноценному усвоению материала.

Понимая весь комплекс негативных последствий от внедрения ЕГЭ, Партия пенсионеров предлагает как восстановить некоторые прежние формы оценки, такие как устные экзамены, сочинения, проекты и исследования. По нашему мнению, именно они позволяют более полно и объективно оценивать знания и навыки выпускников, поскольку требуют от учеников не только знания фактов, но и умения анализировать информацию, формулировать собственные выводы и защищать свою точку зрения.

Опыт советской школы доказал, что именно такие формы оценки способствуют развитию критического мышления, творческих способностей и коммуникативных навыков, что является важным для успешного будущего в любой сфере деятельности.

Партия пенсионеров убеждена, что необходимо комплексно пересмотреть подходы к оценке знаний выпускников школ и отказаться от тестирования как единственной формы проверки. Важно внедрять разнообразные методы оценки, которые учитывают индивидуальные особенности учащихся и позволяют объективно оценивать их знания и умения. Мы также поддерживаем идею возвращения устных экзаменов и творческих заданий, которые способствуют всестороннему развитию школьников и повышению уровня их подготовки.

Говоря о современных проблемах высшего образования, хочу отметить такую негативную тенденцию, как смещение акцентов с изучения фундаментальных наук на формирование так называемых "компетенций" – часто расплывчатых и плохо определённых навыков.

Опыт многих поколений доказывает, что изучение фундаментальных наук, таких как математика, физика, химия, биология, логика, философия и обществознание формируют основу научного мировоззрения и дают глубокое понимание закономерностей природы и общества. Эти дисциплины развивают критическое мышление, умение анализировать информацию, делать выводы и решать сложные задачи. Они учат логическому и системному подходу к решению проблем, что является незаменимым в любой профессиональной деятельности.

В отличие от этого, формирование малопонятных и условных компетенций часто носит поверхностный характер. Многие из них неконкретны и не имеют чётких критериев оценки. Это приводит к тому, что процесс обучения становится менее структурированным и недостаточно ориентированным на достижение конкретных результатов. В результате учащиеся могут терять мотивацию к учебе, так как не видят четких целей и не понимают, зачем им нужны те или иные навыки и умения, лишенные к тому же фундаментальных знаний.

Не менее важно, что фундаментальные науки развивают в студентах важные личностные качества, такие как усидчивость, дисциплину, способность к самоорганизации и самостоятельной работе. Эти качества необходимы не только для успешной профессиональной карьеры, но и для жизни в целом. Они помогают людям эффективно управлять своим временем, ставить и достигать цели, адаптироваться к новым условиям и справляться с трудностями.

Партия пенсионеров считает, что современное образование должно быть ориентировано на изучение фундаментальных наук, а не на формирование размытых компетенций. Важно вернуться к классическим подходам в обучении, которые доказали свою эффективность и продолжают оставаться актуальными. Мы убеждены, что именно образование, основанное на изучении фундаментальных наук, является залогом успешного будущего России.

Безусловно, следует понимать, что любые реформы в образовании будут обречены на провал, если не изменить существующее отношение к педагогическим кадрам.

Хочу напомнить, что в советские времена работа в вузе считалась одной из самых привилегированных профессий. Образование в СССР было одной из главных ценностей, и те, кто был связан с его распространением, занимали почетное место в обществе. Преподаватели вузов были не только учителями, но и весьма авторитетными людьми, носителями культуры, науки и прогресса.

Кроме того, работа в вузе предоставляла стабильность и хорошие условия труда. Преподаватели имели доступ к научным исследованиям, библиотекам и другим ресурсам, что способствовало их профессиональному росту. Финансовая поддержка государства и гарантии социальной защиты также играли значительную роль в повышении престижа профессии. Профессия преподавателя была связана с постоянным интеллектуальным развитием и возможностью влиять на будущее страны через образование молодежи.

Сегодня же престиж работы преподавателя высшей школы значительно снизился. Оценку их деятельности примитивно связали не с конкретными результатами научно-педагогической работы, а с всевозможными формальными количественными рейтингами, имеющими в основном иностранное происхождение и создающими многочисленные помехи в труде педагога. Низкие зарплаты, перегруженность учебными планами и бюрократическими требованиями, а также недостаток финансирования научных исследований отталкивают многих талантливых специалистов от академической карьеры. В результате система высшего образования сталкивается с проблемой «утечки мозгов» и дефицитом квалифицированных кадров.

Для восстановления престижа работы преподавателя высшей школы необходимо предпринять комплексные меры. Прежде всего, следует значительно повысить уровень заработной платы преподавателей, обеспечив им достойные условия труда. Это поможет привлечь в вузы молодых талантливых специалистов и удержать опытных преподавателей.

Не менее важно уменьшить бюрократическую нагрузку на преподавателей, позволяя им сосредоточиться на преподавании и научной деятельности. Введение систем оценки, ориентированных на качество работы, а не на количество отчетов и формальностей, также поможет улучшить ситуацию.

Государство должно увеличить финансирование научных исследований и поощрять сотрудничество вузов с промышленностью и бизнесом. Это не только повысит уровень образования, но и создаст новые возможности для карьерного роста преподавателей. Поддержка молодых ученых через гранты и стипендии также играет ключевую роль в формировании будущих кадров высшей школы.

Кроме того, необходимо усилить социальные гарантии для преподавателей, включая пенсионное обеспечение, медицинское страхование и возможность приобретения, либо получения служебного жилья. Все эти меры помогут восстановить уважение и престиж профессии преподавателя высшей школы, сделать ее привлекательной для новых поколений и обеспечить высокий уровень образования в стране.

Мы уверены, что только через признание значимости и ценности этой профессии можно создать устойчивую и прогрессивную систему высшего образования, способную готовить кадры для всех отраслей экономики и науки.

Говоря о качестве подготовки в вузах, следует понимать, что опыт советского образования, основанный на взаимодействии между вузами и предприятиями, формирования научно-учебно-производственных комплексов — это самый прочный фундамент для развития как системы высшего образования, так и экономики страны.

Во-первых, такая кооперация позволяет вузам лучше адаптировать образовательные программы к реальным потребностям рынка труда. Студенты, проходя практику и стажировки на предприятиях, получают не только теоретические знания, но и практические навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Это способствует формированию высококвалифицированных специалистов, которые готовы к работе сразу после выпуска.

Во-вторых, сотрудничество с предприятиями стимулирует научно-исследовательскую деятельность в вузах. Предприятия, заинтересованные в инновациях и новых технологиях, активно поддерживают научные исследования, финансируя проекты и предоставляя ресурсы. Это способствует развитию прикладной науки и внедрению научных разработок в производство, что, в свою очередь, повышает конкурентоспособность экономики.

В-третьих, взаимодействие с вузами выгодно и самим предприятиям. Они получают доступ к молодым талантам, способным внести свежие идеи и подходы в работу. Компании могут участвовать в формировании учебных программ, организовывать целевую подготовку специалистов под свои нужды, что снижает затраты на обучение и адаптацию новых сотрудников.

Партия пенсионеров считает, что взаимодействие между вузами и предприятиями, формирование научно-учебно-производственных кластеров должно стать приоритетом государственной политики в сфере образования и экономики. Необходимо создавать стимулы для сотрудничества, разрабатывать механизмы поддержки таких инициатив и активно вовлекать все заинтересованные стороны в этот процесс.

Только так мы сможем обеспечить устойчивое развитие страны, подготовить квалифицированные кадры для всех отраслей экономики и создать условия для внедрения инноваций и технологического прогресса. Взаимодействие между вузами, конструкторскими центрами и предприятиями – это ключ к успешному будущему нашей страны.

Еще один важный момент, положительно отличающий прежнюю систему образования от новомодных педагогических веяний, о котором обязательно следует сказать, касается признания единства и целостности процессов обучения и воспитания.

Столетиями российское образование формировало человека-гражданина, гуманиста и патриота Отечества. В нашей культуре образование неизменно рассматривалось как основа для формирования чувства социальной ответственности и гражданской позиции. Долг образованного человека в России всегда видели в служении обществу, в деятельности, направленной на улучшение жизни нашего народа, способствующей развитию культуры и повышению индустриальной мощи нашей страны.

Однако не секрет, что за последние десятилетия некоторые высшие учебные заведения, во многом благодаря прозападной идеологической позиции отдельных руководителей и некоторых субъективно настроенных преподавателей, фактически превратились в центры распространения ложный и ненаучных взглядов, исторических и политических заблуждений, зачастую ломающих судьбы студентов.

Поэтому, основываясь на разработанной Партией пенсионеров идеологической доктрине динамично развивающегося консерватизма, мы предлагаем не только восстановить принципы российского и советского образования, но и максимально использовать все классические методики обучения и воспитания, как сформировавшиеся еще в дореволюционные времена, так и разработанные и апробированные в советское время, убедительно доказавшие на практике свою высочайшую эффективность.

Именно в этом Партия пенсионеров видит реальное воплощение идеологического принципа консерватизма: «сохраняй и приумножай», применительно к системе отечественного образования. Мы за образование, опирающееся на оправдавшие себя исторические традиции, способствующее интеллектуальному, профессиональному, культурному и социальному росту нашего общества.

Подытоживая сказанное, хочу отметить, что в настоящее время высшая школа в России объективно стоит на пороге больших перемен. Настало время для решительных действий, которые помогут возродить престиж российского образования и сделать его более конкурентоспособным на мировом уровне.

Партия пенсионеров готова взять на себя ответственность, участвуя в разработке концепции и проведении этих реформ, опираясь на опыт и мудрость старшего поколения, а также на поддержку молодёжи, стремящейся к знаниям и новым достижениям. Мы верим, что совместными усилиями мы сможем создать такую систему образования, которая будет служить на благо общества и страны.

Владимир Бураков, Председатель Центрального совета Партии Пенсионеров