В сегодняшнем традиционном обзоре мне хотелось бы обратить внимание уважаемой аудитории на одну очень важную тему, затронутую в ходе моего выступления на заседании Всероссийского круглого стола, посвященного обсуждению вопросов комплексной реабилитации участников СВО и гражданских лиц пострадавших от действий украинской стороны.
Хочу напомнить, что по инициативе Партии пенсионеров это мероприятие было проведено на прошлой неделе и его участниками стали представители Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства обороны России и других органов публичной власти, а также авторитетные эксперты из медицинской сферы и фондов, непосредственно занимающихся реабилитацией людей, принимавших участие в боевых действиях.
Открывая дискуссию, я подчеркнул принципиальную позицию Партии пенсионеров, заключающуюся в понимании того, что даже самая современная медицинская реабилитация будет бессильна без эффективно работающей системы социальной поддержки людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Конкретизируя свой тезис я рассказал о том, что на протяжении последних лет Партия пенсионеров настойчиво предлагает отказаться от неэффективных механизмов действующей системы социальной поддержки, основанной на заявительном характере. Согласно действующим механизмам, если человек своевременно не узнал о полагающейся ему льготе и не побеспокоился о себе самостоятельно, то и никакой помощи со стороны социальных служб ему не будет.
Мы неоднократно отмечали, что современное российское законодательство о социальном обеспечении, к сожалению не обладает единым кодифицированным актом, но, при этом, содержит огромный массив противоречивых, несовершенных нормативно-правовых актов, требующих систематизации и обновления.
Так, систему социальной поддержки населения Российской Федерации сегодня регулирует более 125 федеральных нормативных правовых актов и огромное количество региональных документов.
Большинство из них не систематизировано, концептуально не едино, нередко противоречит друг другу, зачастую носит заявительный характер. Значительные группы населения нередко просто не знают о существовании полагающихся им тех или иных льгот и, соответственно, не пользуются ими.
Более того, исполнение многих из нормативных актов в сфере социальной защиты не подкреплено конкретными источниками финансирования. В итоге, существующий массив, принятых и действующих нормативных актов создает проблемы как получателям помощи, так и самим органам власти.
Поэтому вопрос об актуальности систематизации законодательства о социальном обеспечении для Партии пенсионеров не вызывает сомнений.
Безусловно, попытки изменить существующий заявительный характер получения социальной поддержки предпринимаются. Однако, действующий закон об уведомлении россиян о причитающихся им льготах в личном кабинете на портале «Госуслуги» касается только трех ситуаций – рождения ребенка, установление инвалидности и наступление пенсионного возраста.
На практике в большинстве случаев чиновники по-прежнему требуют от людей самостоятельно собирать документы, подтверждающие право на льготы.
Кроме того, в прошлом году Минтруд России тестировал программу по информированию граждан о полагающихся им выплатах по телефону. Однако, судя по сообщению ведомства, эксперимент не удался, поскольку больше половины пользователей, наученные горьким опытом общения с многочисленными телефонными мошенниками, просто отклоняли поступавшие им звонки с неизвестных номеров.
Именно поэтому Партия пенсионеров настаивает на утверждении новых принципов предоставления социальной поддержки гражданам страны. Мы заявляем, что для коренного изменения ситуации требуется принятие разрабатываемого Парией пенсионеров Социального кодекса Российской Федерации - документа, содержащего в себе основные механизмы эффективного правового регулирования отношений, направленных на реализацию социальных прав граждан.
По нашему мнению необходимость принятия Социального кодекса вытекает из принципов социального государства, зафиксированных в статье 7 Конституции Российской Федерации. Согласно этой правовой норме, общественное развитие должно базироваться на основе социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.
Иными словами, функцию социальной защиты населения должны обеспечивать все государственные органы и все должностные лица без исключения на вверенных им участках работы.
Отсюда появляется триада: функции государства – функции специализированных органов социальной защиты – функции гражданского общества. Их главная задача – обеспечить единство общества и государства.
Следует признать, что сегодня даже такой самостоятельной сферы права, как социальное право, в России объективно пока не существует. Действующие сегодня законодательные и подзаконные акты различного уровня в сфере социального обеспечения противоречат друг другу и актам иных отраслей законодательства, прежде всего, бюджетного законодательства.
Все это и многое другое не позволяет государству надлежащим образом гарантировать конституционные социальные права граждан.
Мы видим, что на сегодняшний день в России существует ряд социальных сфер, требующих стабильного и устойчивого развития и приоритетного совершенствования, однако судить о положительных изменениях в таких сферах пока сложно. Среди «проблемных» вопросов государственной социальной политики можно выделить:
1. Решение социальной проблемы бедности;
2. Внедрение ставки минимального размера оплаты труда, адекватной реальным условиям и действительному размеру прожиточного минимума в стране;
3. Внедрение минимальной ставки часовой (или дневной) оплаты труда, адекватной существующей экономической ситуации;
4. Разработка и принятие пакета минимальных социальных стандартов (например, стандарт достойной жизни человека);
5. Разработка и принятие законодательства, обеспечивающего эффективное согласование механизмов регулирования и контроля социальной сферы на федеральном и региональном уровнях.
При этом основной целью Социального кодекса Российской Федерации должно стать создание условий, превращающих социальное обеспечение граждан страны в главную обязанность государства.
Социальный кодекс позволит четко определить - кому, как, за что и почему государство платит в части социальных выплат, какие меры поддержки, кому и на основании чего они положены, а дальше по порядку — пособие по рождению и родам, уходу за детьми, социальная защита, пенсионная часть и даже такой печальный раздел как ритуальное пособие.
Мировой опыт свидетельствует о том, что кодифицированные нормативные правовые акты принимаются для регулирования наиболее значимых для государства областей общественной жизни и им отдается приоритет в правоприменительной деятельности.
Утверждение Социального кодекса обеспечит возможность объединения раздельно функционирующих сегодня норм кодекса и норм иных источников права в одном нормативном акте, регулирующим весь комплекс отношений по социальному обеспечению.
Это позволит определить целостную законодательную базу социального обеспечения, указать источники финансирования социального обеспечения, закрепить структуры органов управления социальным обеспечением и процедуры обжалования их решений, и многое др.
Кроме того, это станет основой преодоления существующей сегодня чрезмерной дифференциации уровня социального обеспечения граждан, проживающих в различных регионах страны с разными экономическими возможностями.
Мы убеждены, что граждане нашей страны не должны превращаться в профессиональных юристов и штудировать нормы действующих законов в настойчивых поисках положенных им льгот.
И самое главное, в соответствии с Социальным кодексом граждане смогут получать социальные блага не по заявительному принципу, а в силу законодательно закрепленных прав на их получение и в бесспорном порядке.
Хочу подчеркнуть, что для Партии пенсионеров особую важность имеют именно те социальные блага и услуги, которые предоставляются гражданам непосредственно, оперативно и качественно.
В рамках подготовки Социального кодекса мы планируем добиться установления новых государственных минимальных стандартов по:
- оплате труда;
- увеличению минимальных размеров пенсий;
- увеличению общедоступных бесплатных услуг образовательных учреждений, которые финансируются за счет государственного бюджета;
- расширению видов медицинской помощи, доступной населению и осуществляемой учреждениями здравоохранения по системе ОМС;
- повышению норм и нормативов, отражающих уровень обеспечения населения государственными и муниципальными учреждениями культуры, оказывающими общедоступные и бесплатные услуги;
- повышению нормативов, отражающих уровень обеспеченности населения услугами, оказываемыми учреждениями социального обслуживания населения.
В первую очередь таких категорий, как престарелые граждане, инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, и другие категории населения, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке.
Завершая свой обзор, хочу обратить внимание, что на сегодняшний день Партия пенсионеров оказалась единственной политической партией, заявившей о необходимости разработки Социального кодекса.
Мы убеждены, что принятие Социального кодекса способно вывести социально-обеспечительные отношения на более высокий уровень нормативно-правового регулирования./p>
Это, в свою очередь, даст возможность простым людям с большей наглядностью убедиться в истинных намерениях власти, ее стратегии в деле социального обеспечения граждан нашей страны.
Владимир Бураков, Председатель Центрального совета Партии Пенсионеров