Развивая тему моего предыдущего обзора, подчеркнувшего уникальную роль преемственности поколений в построении желанного для миллионов россиян будущего, хочу сегодня предложить уважаемой аудитории обсудить вопросы, от решения которых напрямую зависит успешность и эффективность освоения молодежью богатейшего социального и профессионального опыта старшего поколения.
Для Партии пенсионеров очевидно, что, не обеспечив оптимальные условия для активного трудового долголетия представителям старших возрастных групп, государство и общество не сможет организовать и реализовать на практике эффективную совместную деятельность людей разных поколений, в ходе которой и происходят как передача богатейшего опыта, так и освоение и утверждение востребованных на этой благодатной почве новаций для поступательного развития страны.
Казалось бы, очевидность этого программного тезиса Партии пенсионеров не должна вызывать сомнения ни у кого. Однако, анализируя реальную практику, мы фиксируем, что существующая в современном российском обществе тенденция усиления неуважительного отношения к старшему поколению особенно остро проявляется именно в трудовой сфере.
Сложившиеся за последние десятилетия стереотипы в отношении людей серебряного возраста как несовременных, неспособных воспринимать новые технологии, медлительных и вообще отставших от жизни, зачастую преобладают в головах многих современных «эффективных менеджеров».
На практике оказывается так, что для современных работодателей люди старшего возраста – это прежде всего не накопленный опыт со знаниями, умения и профессиональные навыки, а всего лишь беззащитная и дешевая рабочая сила, с которой можно не церемониться.
Мы видим, что из-за реализации подобной ошибочной стратегии, основанной на сугубо либерально-монетаристских подходах оценки потенциала трудовых ресурсов, социально-экономическое положение значительного количества людей старшего возраста не удовлетворяет их базовую потребность в безопасности и уверенности в завтрашнем дне.
В результате именно по этой причине большинство представителей старшего поколения не имеет возможности эффективно включиться в требующий обычно значительного времени и усилий процесс передачи своего профессионального и социального опыта и вынуждено исключительно выкручиваться, чтобы хоть как-то существовать.
Это происходит из-за того, что труженики предпенсионного и пенсионного возрастов, как правило, оказываются в первых рядах на сокращение и увольнение при так называемой оптимизации производства, а в случае увольнения не могут найти работу, соответствующую их квалификации и опыту, соответственно, не имеют возможности рассчитывать на адекватное их знаниям и умениям материальное вознаграждение.
Однако даже поверхностный анализ наглядно свидетельствует, что многие работники и в 65 – 70 лет способны эффективно и высокопрофессионально трудиться. Еще одной важной отличающей их особенностью является наличие у них качественного образования, полученного еще в советские времена и позволяющего им эффективно решать сложнейшие инженерно-технические задачи.
Поэтому стремление расстаться с работником по достижении им пенсионного возраста нередко носит искусственный, в том числе психологический характер, связанный с навязываемыми стереотипами и убеждениями и даже бюрократическими формами кадровой отчетности, в которых нередко требуется указывать количество работников старше 60 лет.
Важнейшей же конечной инициативой Партии пенсионеров, долгие годы последовательно выступавшей против попыток увеличения пенсионного возраста, было установление принципа свободного самоопределения пенсионного возраста: «пенсия не за возраст, а за стаж». То есть пенсионного возраста как понятия вообще не должно существовать.
Мы считали и считаем, что по достижении стажа, дающего права на получение пенсии, человек должен сам определять сроки оставления своей трудовой деятельности исходя из состояния здоровья, семейных обстоятельств и иных факторов. В таком случае ни один из «надменных» руководителей не сможет попрекнуть его неким «пенсионным возрастом». К сожалению, данная инициатива до сего времени не поддержана парламентскими партиями.
В современных же условиях для Партии пенсионеров вопросы создания условий для активного трудового долголетия включают две важнейшие составляющие.
Во-первых, гарантию трудоустройства и получения достойной оплаты своего труда для работников предпенсионного возраста.
Во-вторых, возможность продолжения квалифицированной трудовой деятельности для тех, кто достиг установленного парламентариями возраста выхода на пенсию.
Партия пенсионеров считает, что первым шагом на пути к исправлению существующего порядка должна стать системная разработка проектов нормативных актов и комплекса инициатив по правовому, экономическому, налоговому, социальному и моральному стимулированию высококвалифицированного труда людей предпенсионного и пенсионного возраста во всех областях современной деятельности.
Партия пенсионеров настоятельно предлагает представителям парламентских партий обратить особое внимание на несовершенство некоторых норм действующего Трудового кодекса.
Отсутствие в нем конкретных положений, определяющих возрастные категории тружеников предпенсионного возраста, права и возможности работающих пенсионеров, по сути, развязывает руки работодателям и позволяет им проводить дискриминационную политику по отношению к старшему поколению.
Если проанализировать положения Трудового кодекса Российской Федерации, то мы увидим, что он вообще не содержит таких понятий как «предпенсионный возраст», «лица предпенсионного возраста». Статус таких тружеников в настоящее время до сих пор до конца не определен, нет единого перечня трудовых, социальных гарантий для данной категории лиц. Трудовым законодательством не предусмотрено каких-либо специальных прав для лиц предпенсионного возраста либо пенсионеров.
Понимая это, Партия пенсионеров считает необходимым дополнить ТК РФ отдельной главой - «Особенности регулирования труда предпенсионеров и лиц пенсионного возраста», определяющей правовой статус лиц «предпенсионного возраста».
Мы считаем, что следует запретить, кроме предусмотренных законом причин, расторжение трудового договора по инициативе работодателя, запретить заключение срочных трудовых договоров с лицами «предпенсионного возраста», а также предусмотреть для лиц «предпенсионого возраста» преимущественное право на оставление на работе в случае сокращения численности штата, так как гражданам, относящимся к данной категории, очень сложно найти работу в силу возраста и состояния здоровья, несмотря на то, что это, как правило, они самые надежные, дисциплинированные сотрудники, способные принести огромную пользу и конкретному предприятию и всему обществу.
Хочу рассказать, что Партия пенсионеров даже обращалась в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с ходатайством о необходимости усиления прокурорского надзора в сфере соблюдения трудового законодательства и конституционных прав граждан предпенсионного и пенсионного возраста, но, к сожалению, не получили соответствующей поддержки.
В своем обращении мы предлагали включить в ежегодный сводный план проведения плановых проверок Генеральной прокуратуры тематические проверки соблюдения юридическими лицами требований законодательства в отношении трудовых прав работников предпенсионного и пенсионного возраста. Мы считаем, что эта мера, направленная на документирование и реагирование на факты проявления возрастной дискриминации, дополнительно поможет «образумить» работодателей и заставит их бережнее относиться к труженикам старшего поколения.
Мы видим, что существующие сегодня формы «социального партнерства» значительно снизили роль и участие профсоюзных организаций в контроле за соблюдением действующего трудового законодательства. Партия пенсионеров предлагает предусмотреть возможность сохранения членства в профессиональных союзах, в которых работники состояли во время своей трудовой деятельности, и после ухода на пенсию. Профсоюзные организации должны брать на себя ответственность и по защите прав этой категории граждан.
Следует сказать и том, что эксперты по охране труда и здоровья считают, что современная интенсификация производства в сочетании с насаждаемыми многими работодателями потогонными методами работы приводят к значительному ухудшению эмоционально-психологического состояния тружеников.
Сильнее и острее эти явления проявляются в старшем возрасте. Партия считает, что для решения этой проблемы следует разработать методику специальной оценки условий труда для работников старших возрастных групп. Для них необходимо проводить специализированные медицинские осмотры и обследования с учетом возрастной специфики. Требуется более глубокий анализ состояния и причин производственного травматизма.
Партия считает, что для профилактики производственного травматизма, разработки программ по улучшению условий и охраны труда старшего поколения следует активнее привлекать органы государственной власти и местного самоуправления.
Еще один принципиальный момент, на который, по мнению Партии пенсионеров, следует обратить особое внимание в вопросах обеспечения трудового долголетия касается обеспечения гарантий дальнейшего трудоустройства представителей старшего поколения в случае их возможного увольнения с работы посредством прохождения курсов соответствующей переподготовки.
Хотим напомнить, что после проведения, так называемой, «пенсионной реформы» Минтруд обещал охватить бесплатной ежегодной переподготовкой 450 тыс. граждан старшего возраста, потерявших по разным причинам работу.
Однако, чтобы понять надуманный и, по сути, фиктивный характер проявленной тогда заботы о старшем поколении, было достаточно проанализировать информацию о предлагаемых программах обучения, размещенную на сайтах центров занятости.
На практике оказалось, что это обычные программы повышения квалификации, не предполагающие формирование у обучаемых новых профессиональных компетенций и нацеленные исключительно на совершенствование уже имеющихся умений и навыков, а значит рассчитывать после прохождения обучения на серьезные вакансии не получалось.
Обратить столь подробное внимание на перечисленные выше проблемы меня заставляет понимание того, что для представителей старшего поколения, получившего образование и глубокие профессиональные навыки в советское время, осталось не более десяти лет для активной трудовой деятельности. Поэтому, искусственно ограничивая из-за несовершенства действующего законодательства их возможности принимать действенное участие в возрождении экономического и социального потенциала страны, мы рискуем навсегда потерять уникальный опыт людей, знающих, что и как надо делать не только из книг, но и из собственной богатейшей практики.
Подытоживая сказанное, хочу обратить внимание на то, что сегодня требуется обстоятельный пересмотр стандартных подходов, навязанных в 90 годы прошлого столетия идеологами либеральных экономических реформ, по отношению к пенсионной политике. Следует понимать, что активное трудовое долголетие не только обеспечивает достойные условия жизни для старшего поколения, но и позволяет поддерживать и развивать социальную стабильность российского общества.
Без сомнения, с учетом современных тенденций в развитии технологий и рынка труда опыт, знания и навыки старшего поколения должны быть реализованы в различных областях отраслях отечественного производства, науки и культуры.
Партия пенсионеров убеждена, что активное трудовое долголетие способствует созданию более устойчивого и развитого общества, когда каждый гражданин независимо от возраста может вносить свой заметный вклад в процесс социально-экономического развития страны и построения желанного будущего России.
Владимир Бураков, Председатель Центрального совета Партии Пенсионеров