Убежден, что тема моего сегодняшнего обзора актуальна для многих россиян. Подавляющее большинство из них вольно или невольно вынуждены взаимодействовать в своей повседневной жизни с бывшими соотечественниками, ставшими в настоящее время трудовыми мигрантами и оказывающими им услуги в самых разнообразных сферах деятельности – от ремонта помещений до уборки придомовых территорий. При этом отношение самих россиян к этому явлению и непосредственно к работникам можно охарактеризовать, скорее, как негативное или, в лучшем случае, нейтральное. Почему так происходит и возможно ли изменить ситуацию к лучшему я постараюсь подробно рассказать в своем обзоре.
Прежде всего, хочу обратить внимание на то, что, анализируя сегодня проблемы, возникающие в жизни современной России из-за наплыва мигрантов, что еще в середине 70 годов прошлого века с самых высоких трибун заявлялось о формировании новой исторической общности людей – советском народе. И следует признать, что это утверждение тогда имело право на жизнь.
В подтверждение сказанного, безусловно, следует вспомнить о том, как народы Советского Союза в едином строю бились в годы Великой Отечественной войны с немецко-фашистскими захватчиками, как общими усилиями возводили могущественный промышленный потенциал нашей страны.
Если в дополнение к этому припомнить творчество талантливых писателей и поэтов – Чингиза Айтматова, Абая Кунанбаева, Нодара Думбадзе, а также многочисленных популярных актеров и певцов, выросших и воспитанных в республиках Советского Союза, то становится понятно, что гражданская идентичность, выраженная в определении – советский народ, была, действительно, более значимой для людей, проживавших в то время в нашей стране, чем этническое сообщество.
К сожалению, развал Советского Союза, спровоцированный желанием руководящих элит самостоятельно управлять своими регионами, привел к тому, что взамен общечеловеческих ценностей во многих республиках бывшего СССР стал культивироваться приоритет национальной идентичности. Если же говорить о бывших среднеазиатских республиках, ставших самостоятельными государствами, то в них заметно усилилось еще и религиозное влияние на сознание и образ жизни людей.
В результате этого, граждан бывших республик Советского Союза сегодня разделяют не только государственные границы, но и различное понимание ценностей, способных, либо объединять, либо разделять людей.
И в этом смысле, такое явление, как современная миграция служит наглядным индикатором того, что отношение к нашей стране со стороны бывших соотечественников стало исключительно прагматичным. Мол, дайте нам возможность заработать, а как и чем вы живете нас мало интересует. Понятно, что для большинства россиян такое отношение к себе представляется абсолютно неприемлемым.
Если посмотреть данные, зафиксированные различными социологическими службами, то мы увидим, что сегодня не более 20% наших соотечественников одобряют присутствие мигрантов в нашей стране. В свою очередь примерно две трети россиян заявляют о необходимости принятия мер, значительно ограничивающих приток приезжих.
Среди причин подобного отношения к мигрантам граждане нашей страны отмечают их агрессивное поведение, пренебрежение местными традициями и нормами поведения, криминализацию жизни и регулярные случаи нарушения общественного порядка. Люди обращают внимание на то, что они не хотят говорить по-русски, общаются только на своем языке и, в целом, занимают рабочие места россиян.
Неготовность современных мигрантов, а это в основном граждане Узбекистана, Таджикистана и Киргизстана, адаптироваться к нормам и устоям российской действительности вызвана, прежде всего, тем, что миграционный поток преимущественно носит циркулярный характер. В силу этого для многих мигрантов самым приемлемым вариантом адаптации представляется всего лишь изучение минимума русских слов, достаточных для выполнения трудовых функций и минимального общения в быту.
Если же говорить о более сложных материях, таких, как культурная интеграция, то здесь можно столкнуться с активным неприятием наших традиций и устоявшихся в нашей стране норм поведения.
Сегодня мы видим, как в крупных городах, таких, как Москва и Санкт-Петербург, куда в основном и стремятся трудовые мигранты, начинают появляться анклавы из представителей бывших среднеазиатских республик. Безусловно, по темпам роста анклавов мы пока уступаем ведущим европейским державам, но если не обращать внимание на эту проблему, то со временем мы рискуем воочию столкнуться с появлением районов компактного проживания мигрантов.
Для понимания значимости этой проблемы хочу привести цифры, озвученные учеными и согласно которым для образования постоянных анклавов достаточно, чтобы доля мигрантов составляла 10–12% от общего количества жителей. Для сравнения на сегодняшний день доля иностранных рабочих в Москве оценивается в 20%.
Как справедливо указывают ученые, приезжающие в нашу страну мигранты, стараются жить обособленно, по своим законам и правилам. Естественно, что в такой ситуации наши граждане не могут чувствовать себя в безопасности. Более того, они небезосновательно заявляют, что формирующиеся анклавы иностранных рабочих становятся неуправляемыми и способны со временем изменить существующий культурный фон, уклад жизни и традиции коренных жителей.
Далее хочу обратить внимание на еще один вывод экспертов, объясняющий отказ мигрантов от полноценной интеграции в российское общество. Ни для кого не является секретом, что подавляющее большинство, приезжающих в Россию иностранных рабочих, исповедуют ислам. Казалось бы, для нашей многоконфессиональной страны это не должно быть проблемой. Однако, по мнению экспертов, религиозность мигрантов нередко отличается от традиционного для того или иного региона России ислама, имеет более интенсивный характер и подчеркивает черты избранничества, поскольку приезжие ориентируются на авторитет лидеров, которые были их наставниками дома.
В результате возникает ситуация, при которой коренное мусульманское население России рискует со временем стать меньшинством на своей территории по отношению к среднеазиатскому большинству.
Еще одной значимой проблемой, возникающей в процессе трудовой миграции, следует считать абсолютно разные подходы по отношению к иностранным рабочим со стороны нашего государства и тех стран, откуда формируется основной поток мигрантов.
Если Россия готова создавать условия для их последующей интеграции в российское общество в качестве его новых полноправных членов, то страны-доноры рассматривают трудовую миграцию в качестве механизма, позволяющего минимизировать собственные внутриполитические риски, связанные с невысоким уровнем жизни и безработицей.
Не случайно эксперты отмечают, что денежные переводы трудовых мигрантов в страны исхода продолжают оставаться значимым аспектом экономической стабильности большинства среднеазиатских государств. Кроме того, как я отметил выше, и непосредственно сами трудовые мигранты зачастую не рассматривают Россию как новое место жительства.
Если в дополнение к сказанному проанализировать профессиональные предпочтения трудовых мигрантов, то станет понятно, что их наибольшая концентрация наблюдается в таких сферах, как строительство, ремонт, коммунальный сектор, сельхозработы и транспортные услуги. Занятость в иных секторах распространена гораздо слабее, что связано с профессионально-квалификационной структурой трудовых мигрантов. Эксперты также отмечают и национальные предпочтения занятости в тех или иных секторах.
По нашему мнению, понимание существующей структуры занятости иностранных рабочих необходимо для того, чтобы не только понять наличие реального спроса для использования рабочей силы из стран СНГ на отечественном рынке труда, но и подготовить реальный прогноз потребности в их услугах.
Суммируя сказанное, хочу обратить внимание на то, что одной из основных причин негативного отношения граждан к мигрантам оказывается ситуация, когда им предоставляется возможность совершать деяния, недопустимые с точки зрения законов и устоев нашей страны.
Когда мы говорим об единстве правового поля Российской Федерации следует понимать, что многие острые проблемы, вызывающие недовольство наших граждан, будут сняты в случае адекватного реагирования правоохранительных органов независимо от того совершают их местные жители или иностранные рабочие. Более того, Партия пенсионеров убеждена, что правовая оценка мигрантов должна быть еще более строгой и основываться на принципе нулевой терпимости. Только при таком подходе мы обеспечим единство прав граждан и снимем многие проблемы.
Следует понимать, что в современном мире десятки стран привлекают иностранных рабочих. Одним из классических примеров считаются Объединённые Арабские Эмираты и страны Персидского залива, где мигранты составляют свыше 80% общего объёма трудовых ресурсов. Как показывает их опыт там не возникает проблем, поскольку существует отработанное законодательство, регламентирующее трудовые договора с приглашенными рабочими, в котором указываются конкретные участки и объемы работы, фиксируется время и срок исполнения. По истечении трудовых договоров и тем более в случае противоправного поведения они автоматически высылаются на свою родину.
Именно поэтому Партия пенсионеров считает, что существующие в нашей стране проблемы связаны с недоработками миграционного законодательства.
С прорехами действующего законодательства мы можем сталкиваться практически каждый день, когда «новоиспеченные» граждане России, совершившие противоправные действия и задержанные полицией, начинают требовать к себе адвоката, поскольку они, якобы, не владеют русским языком.
Поэтому мы убеждены, что вопрос предоставления гражданства — это отдельная проблема, требующая очень жесткого парламентского контроля и проработки его на уровне нормативных документов.
Особое внимание Партия пенсионеров обращает и на то, что такое явление, как диаспора отсутствует в уголовном, уголовно-процессуальном и административном кодексах и представляет собой исключительно социокультурное явление. Именно поэтому, рассматривая противоправные действия трудовых мигрантов, следует руководствоваться исключительно действующими нормами законов, а не воздействием на представителей диаспор.
Партия пенсионеров убеждена, что проблемы, существующие сегодня в миграционной сфере, носят прежде всего именно организационный и правовой характер. Мы не сомневаемся, что если депутаты Государственной Думы смогут создать соответствующие нормативную базу и обеспечить строгий контроль за её исполнением, то большинство тех проблем, которые фактически ежедневно возникают в отношении с мигрантами из ближнего и дальнего зарубежья, останутся в прошлом.
У Партия пенсионеров есть свое видение миграционной политики, основанное на методологии идеологии динамично развивающегося консерватизма. Мы за развитие взаимодействия людей разных национальностей и вероисповеданий на основе обеспечения их правового равенства.
Мы убеждены, что если не предпринимать эффективных усилий по совершенствованию миграционной политики государства, то в обозримом будущем могут произойти существенные изменения и в этническом, и в религиозном составе населения нашей страны. Поэтому, удовлетворяя потребности экономики в иностранных рабочих, не следует забывать, что миграция способна оказать влияние и на политические процессы, происходящие в нашей стране.
Партия пенсионеров считает, что Россия, как страна с богатейшим культурным наследием всегда будет гостеприимной и открытой для гостей, но при обязательном соблюдении действующих законов и порядков.
В целом, российская миграционная политика должна быть ориентирована на достижение баланса между экономическими потребностями и социальной справедливостью, позволяющей одновременно создавать условия для интеграции трудовых мигрантов и сохранять конкурентные преимущества для соотечественников.
Владимир Бураков, Председатель Центрального совета Партии Пенсионеров