С первого дня своего существования Партия пенсионеров последовательно заявляла, что социальная политика, основанная на постулатах либеральной идеологии, не может быть эффективной.
Культивируя фискальные принципы и примитивные бухгалтерские расчеты при оценке инвестиций в человеческий капитал, приверженцы либеральных теорий воспринимают социальную политику, как удавку на шее экономики.
Для примера хочу напомнить, что, когда приверженцам монетаристских учений понадобилось в очередной раз поддержать управляемые ими малоэффективные финансовые институты, так сразу же это было сделано за счет пенсионеров, утвердив так называемую «пенсионную реформу»., об опасности которой Партия пенсионеров, единственная из российских политических партий, твердо и последовательно заявляла начиная еще с 2016 года.
Чуть ранее, ровно по такому же сценарию, был принят закон о страховой медицине, в результате которого ради пресловутой оптимизации системы здравоохранения многие граждане, особенно в сельской местности, фактически потеряли возможность получать доступную и качественную медицинскую помощь.
Таких примеров множество. Более того, упорное, не смотря на многочисленные предупреждения о существующих рисках, в том числе и от участников заседаний Клуба мудрецов Партии пенсионеров, размещение золотовалютных активов страны в зарубежных банках с их последующим арестом – это тоже наглядное проявление принципов либеральной идеологии, еще недавно в полной мере наглядно воплощавшихся современной экономической политике.
Очевидно, что данная идеология неэффективна и чужеродна для нашей страны. Печальные последствия ее опасных проявлений мы хорошо видим в ходе специальной военной операции.
В качестве еще одного заметного тренда фискальной политики следует считать неустанные попытки поддержки и продвижения интересов наиболее высокодоходных групп россиян. Так несмотря на то, что Россия считается одним из лидеров по имущественному неравенству и неравенству доходов населения, в нашей стране долгое время существовала плоская шкала подоходного налогообложения с 13%-ой ставкой.
Только экономическая рецессия, вызванная пандемией коронавируса, побудила депутатов увеличить ставку подоходного налога для обеспеченных граждан до 15%.
Наряду с этим, по-прежнему действует регрессивная шкала для социальных отчислений, мизерные налоги на доходы от капитала и финансовых операций, практически нулевой (вместо прогрессивного) налог на наследование и дарение, остаются вопросы с налогом на роскошь. В результате этого из-под налогообложения выводятся огромные средства богатейших россиян, а основным источником поступлений в бюджет зачастую остаются налоги с минимальных зарплат рядовых тружеников.
По-прежнему значителен объем обналичивания денежных средств, их теневого оборота, что особенно наглядно проявляется на кадрах изъятия правоохранительными органами хранящих у коррупционеров наличных денег.
Следует признать, что одновременно с этим происходит заметное усиление налогового бремени на реальный сектор экономики. Эти меры, в сочетании с утвержденной кредитно-денежной политикой, не позволяющей отечественным производителям привлекать необходимые для развития средства и по выгодной ставке, не только препятствуют модернизации промышленных предприятий, но и ведут их к неминуемой деградации.
Особенно это касается предприятий наукоемкого сектора экономики, призванного обеспечивать опережающее развитие страны.
В результате, существующая фискальная политика в отношении отечественной промышленности сокращает возможности занятости населения и не формирует условий для повышения уровня оплаты труда. В конечном итоге, это приводит к заметному сокращению отчислений в бюджеты и социальные фонды.
В связи с этим хочу обратить внимание на то, что, предлагаемая Партией пенсионеров идеологическая доктрина подчеркивает необходимость отказа от либеральных догм об оптимизации взаимодействия экономики и социальной сферы.
Мы убеждены, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная сфера имеет для современного общества и государства основополагающее значение. Однако, следует признать, что даже такой сферы, как социальное право, значение которого трудно переоценить, в российском правоведении объективно самостоятельно пока не существует.
Проводимый партией пенсионеров анализ свидетельствует, что действующие сегодня законодательные и подзаконные акты различного уровня в сфере социального обеспечения нередко несистемны, зачастую просто противоречат друг другу и актам иных отраслей права, прежде всего, бюджетного законодательства. Все это и многое другое не позволяет государству надлежащим образом в полной мере гарантировать конституционные социальные права граждан.
Мы видим, что на сегодняшний день в России существует ряд социальных сфер, требующих стабильного и устойчивого развития и совершенствования, однако судить о положительных изменениях в таких сферах пока сложно. Среди «проблемных» вопросов государственной социальной политики можно выделить:
1. Снижение социальной проблемы бедности;
2. Внедрение ставки минимального размера оплаты труда, адекватной реальным условиям и действительному размеру прожиточного минимума в стране;
3. Внедрение минимальной ставки часовой (или дневной) оплаты труда, адекватной существующей экономической ситуации;
4. Разработка и принятие пакета минимальных социальных стандартов (например, стандарт достойной жизни человека);
5. Разработка и принятие законодательства, обеспечивающего большее согласование механизмов регулирования и контроля уровня обеспечения социальной сферы на федеральном и региональном уровнях.
В связи с этим, мы настаиваем на разработке и утверждении новых принципов предоставления социальной поддержки гражданам страны, разработке современной комплексной концепции стратегии развития социальной политики нашего государства.
Мы заявляем, что для коренного изменения ситуации требуются разработка и принятие Социального кодекса Российской Федерации - базового законодательного акта, закрепляющего основы правового регулирования отношений, направленных на реализацию социальных прав граждан (социальных отношений).
Это придаст основополагающий импульс к реформированию всей социальной сферы.
При этом основной целью Социального кодекса Российской Федерации должно стать создание условий, обеспечивающих:
- достойную жизнь и свободное развитие граждан;
- возможность широкого выбора гражданами предоставляемых социальных благ;
- снижение социального неравенства и бедности.
Самое главное, что в соответствии с Социальным кодексом граждане смогут получать социальные блага не по заявительному принципу, а в силу законодательно закрепленных прав на их получение и в бесспорном порядке.
Хочу подчеркнуть, что для Партии пенсионеров особую важность имеют именно те социальные блага и услуги, которые предоставляются гражданам посредством бюджетного финансирования, оперативно и качественно.
В рамках подготовки Социального кодекса мы планируем добиться установления новых государственных минимальных стандартов по:
- оплате труда;
- увеличению минимальных размеров пенсий;
- увеличению общедоступных бесплатных услуг образовательных учреждений, которые финансируются за счет государственного бюджета;
- расширению видов медицинской помощи, доступной населению и осуществляемой учреждениями здравоохранения на бесплатной основе;
- повышению норм и нормативов, отражающих уровень обеспечения населения государственными и муниципальными учреждениями культуры, оказывающими общедоступные и бесплатные услуги;
- повышению нормативов, отражающих уровень обеспеченности населения услугами, оказываемыми учреждениями социального обслуживания населения. В первую очередь, таких категорий, как инвалиды, престарелые, дети, оставшиеся без попечения родителей, и другие категории населения, нуждающиеся в посторонней помощи и поддержке.
В отличии от представителей финансово-экономического блока Партия пенсионеров подчеркивает, что важнейшим механизмом ускорения развития российской экономики, даже в современных условиях, должно быть существенное расширение внутреннего рынка путем значительного увеличения внутреннего платежеспособного спроса населения.
А основной фактор этого – значительный рост размеров заработной платы работников, пенсий и пособий. Именно эти деньги, в сочетании с системой преференций отечественному бизнесу, прежде всего малому и среднему, и смогут дать дополнительный стимул эффективного и ускоренного развития отечественного производства.
Конечно, развитие промышленности и сельского хозяйства станет наиболее эффективным, если будет реализован принцип стратегического планирования при управлении российской экономикой, столь необходимый и востребованный сегодня.
Безусловно, претворение в жизнь всех наших инициатив возможно прежде всего в условиях преодоления засилья фискально-либеральной идеологии, последствия которого мы сегодня ощущаем наглядно и исключительно остро.
Подытоживая сказанное, хочу еще раз подчеркнуть, что увеличение социальных расходов государства не тормозит экономический рост, а, наоборот, может стать главным фактором его развития.
Мировой опыт убедительно доказывает, что за счет государственных ассигнований на социальную сферу и создается столь необходимый для роста экономики массовый платежеспособный спрос населения.
Партия пенсионеров заявляет, что кризис – не время сокращать социальные расходы. Активная социальная политика в интересах большинства граждан страны способна в ближайшие годы утвердить программный принцип Партии пенсионеров: «Достойная жизнь: достойный труд – достойная зарплата – достойная пенсия» в качестве главного элемента жизнедеятельности современного российского общества.