Представляя уважаемой аудитории точку зрения Партии пенсионеров об определяющий роли преемственности поколений в развитии нашего государства и общества, я, прежде всего, хочу обратить внимание на то, что, случившиеся в нашей стране в 90 годы прошлого столетия либеральные реформы, во многом основанные на поверхностной критике предшествующего периода истории российского государства и отрицании его несомненных достижений, вместо ожидаемых позитивных изменений, наоборот, привели к нарушению естественной гармонии в отношениях между поколениями.
Если анализировать положение людей старшего возраста, чей профессиональный и человеческий опыт, накопленные знания всегда были призваны становиться прочным фундаментом для последующего развития более молодых поколений, то они в результате печально известных реформ в большинстве своем превратились в самую уязвимую и социально незащищенную социальную группу.
В результате, вместо декларируемого уважительного отношения к пожилым людям, сегодня мы чаще всего вынуждены говорить о возрастной дискриминации старшего поколения.
Говоря о молодежи, следует отметить, что и у них за последние десятилетия обострились проблемы, связанные с материальным положением, жилищными условиями, трудоустройством, с качеством и доступностью образования, с вхождением в буксующие «социальные лифты» и многие другие.
Партия пенсионеров считает, что последовательно нараставший кризис в отношениях между поколениями стал прямым следствием отказа от сформированной в советское время позиции о том, что советский народ – это общность, скрепленная едиными культурно-ценностными узами, единой гражданской идентичностью.
Уверен, что и сегодня многие хорошо помнят, что в Советском Союзе каждый человек объективно чувствовал себя частью большой семьи, был во многом социально-защищенным, имел право на бесплатные жилье и образование, медицинское обслуживание, гарантию трудоустройства.
В те времена обеспечивать преемственность поколений помогали: государство, в котором граждане СССР чувствовали себя достаточно защищенными и оберегаемыми великой державой; социальные классы – рабочих, колхозников и трудовой интеллигенции, которые были дружественные и равные между собой и составляли социальную основу СССР; идеология коммунистической партии и воспитательная роль комсомола.
После распада СССР человек остался один на один с нелегкой жизнью и не знал на какие ценности ему ориентироваться и какой опыт для него может быть наиболее позитивным в настоящем и будущем. Как никогда ему требовалась защита и поддержка, так как распад СССР и советской системы неизбежно повлекли за собой массовый «культурный шок» и потерю социальной устойчивой.
В итоге, когда окружающий мир перестает быть понятным, начинается поиск групп, которые помогли бы защитить от трудностей после реформенной жизни. Тогда в России на смену традиционным устоям, определявшими жизненные приоритеты, пришли новые группы, претендующие на эту роль.
Идеологические и культурные ниши активно принялись заполнять носители разнообразных концепций и идеологий, как политических, так и религиозных: разнообразные «металлисты», реперы, «готы», белое братство и рокеры.
Предпринимались и предпринимаются попытки возродить исчезнувшие за годы советской власти общности: общества потомков дворян и купцов, возродилось казачьи объединения и многое другое.
Партия пенсионеров уверена, что все эти группы не могут сформировать столь необходимые ценностно- ориентационные мотивации для развития нашего общества. Очень часто эти объединения оказываются лишь инсценировками групп и профанацией, в них превалируют внешние знаки идентификации, их члены осваивают символику одежды (сари, кожаные куртки, фраки и косоворотки), специфический жаргон, стиль движений и приветствий.
Однако, в них зачастую нет основы для осознания себя личностью как полноправного гражданина страны с многовековой историей и великими традициями.
Еще одной очевидной причиной кризиса отношений между поколениями стала, навязанная российскому обществу в 90 годы прошлого столетия либеральными «стратегами» чуждая российского общества модель справедливости, основанная на приоритетности стартовых условий.
Мол, есть жизненная дистанция и те, кто по праву сильнейшего по дороге цинично захватывает достояние окружающих, зачастую являясь просто более наглым и жуликоватым, но с формальной точки зрения успешно пробежит ее первым, в результате якобы «заслуженно» и справедливо получает все лавры.
Поэтому опыт предыдущих поколений показался многим ненужным. Серьезно пострадали многие традиционные и гуманные принципы человеческих взаимоотношений. Некоторым показалось, что главное первому ухватить кусок «пожирнее», а что будет дальше со страной и окружающими людьми для них оказывается не столь важно.
Следует признать, что существенным фактором современной жизни, заметно затрудняющим продуктивный диалог между разными поколениями, стали и последствия внедрения достижений цифровизации и всеобщей информатизации. И дело не только в том, что многие молодые люди настолько уверовали в возможности интернета, что перестали рассматривать старшее поколение в качестве важнейшего источника позитивного социального и собственно человеческого опыта. На практике проблема оказывается значительно сложнее и объемнее.
К сожалению, сегодня мы вынуждены говорить об утрате связи человека с обществом при погружении в виртуальные миры. Одновременно с этим наступает сужение картины мира и уход человека от социальной активности. В результате понимание общественных проблем оказывается ограничено тем социальным кругом, с кем человек взаимодействует в цифровом пространстве, а значит утверждаются пассивные формы существования, не нацеленные на общественно значимые преобразования и овладение опытом предшествующих поколений.
Мы видим, что современные технологии меняют не только различные сферы общества, но и самого человека. Несмотря на то, что именно человек разрабатывает все информационно-коммуникативные инновации, создавая новую виртуальную среду, в какой-то момент он сам попадает в ее сети и делается зависимым от нее.
В результате складывается парадоксальная ситуация, когда человек начинает жить в мире, когда знаки и символы формируют человека, его мироощущение и мировосприятие, а затем и миропонимание, что ведёт к смешению реального и виртуального, размывающего реальные очертания прошлого, настоящего и тем более будущего.
Столь подробный анализ причин, тормозящих естественный процесс воспроизводства и развития накопленного социального опыта, который мы и называем преемственностью поколений, убедительно доказывает, что одними декларациями решить проблемы взаимоотношений старших и младших поколений не получится.
Для этого нам нужно решить целый комплекс задач, позволяющих преодолеть «точки разлома» и найти линии подлинного сопряжения разных поколений.
И в этом плане ключевую роль, по нашему глубокому убеждению, призвана сыграть именно идеология, способная, в отличии от либеральных догм, объединить людей разных поколений, сформулировав для них цель развития и образ желанного будущего нашей страны.
Приступая к разработке собственной идеологической доктрины динамично развивающегося консерватизма, мы в Партии пенсионеров исходили из того, что современное российское общество не согласно принимать модели поведения, сформированные в период разгула первоначального накопления капитала, а ориентируются главным образом на культурно-исторические ценности социального государства, подчеркивающие приоритетность социальной справедливости.
В результате на сегодняшний день мы оказались единственной политической партией в новейшей истории российского партстроительства, способной предложить проект концепции системного и комплексного видения стратегии развития государства, общества и каждого гражданина на основе охранения и создания условий для функционирования традиционных ценностей, объединяющих и сплачивающих людей, а также гарантирующих им поступательное и неуклонное движение в сторону подлинно справедливого социального государства.
В связи с этим хочу подчеркнуть, что понимание Партией пенсионеров справедливости, положенное в основу идеологии динамично развивающегося консерватизма, базируется на модели, которую некоторые считают конфуцианской и согласно которой человек получает вознаграждение по результатам своей деятельности. Чем больше он работает и помогает обществу, в котором живет, тем больше должно быть его вознаграждение со стороны государства и общества.
Не менее важно и то, что идеологическая концепция Партии пенсионеров формулирует не только цель развития, но и определяет конкретную методологию превращения принципов социальной справедливости, столь востребованных в современном российском обществе, в нормы законов, гарантирующих достойную жизнь представителям разных поколений.
В целом, в соответствии с идеологией динамично развивающегося консерватизма, единственно эффективным методологическим основанием при организации работы с молодежью может быть принцип симфонии поколений, то есть организации совместной деятельности людей разных возрастов для достижений целей и результатов желанного будущего.
Не занудные слова назидания, а равноправное сочетание опыта старших и энергии молодых в достижении личностно и социально значимых для страны и конкретного человека результатов - такова должна быть реальная практика воспитания и наставничества.
Мы убеждены, что наша идеология адекватно воспринимается и ветеранами, и нынешним поколением, выросшим в эпоху цифровизации, поскольку она адресуется всем тем, кого объединяет приверженность к традиционным социальным ценностям, дружной и любящей семьи, состоящей из мужчины и женщины, заботы о детях и уважении старших, коллективизма, добра и взаимопомощи.
В завершении хочу сказать, что одна из главных задач нашей идеологической доктрины – гармонично объединить людей разных поколений, позволив им гордиться настоящим, с уверенностью смотреть в будущее и знать, что они живут в обществе, где ценят и уважают каждого гражданина, независимо от возраста.
Общими усилиями мы стремимся создать общество, где мудрость старшего поколения и энергия молодежи будут иметь основания объединиться в силу, способную решать самые сложные задачи.
Надо всегда помнить, что сила общества - в его единстве и взаимопонимании между поколениями. Давайте вместе трудиться над тем, чтобы передать нашим потомкам лучшее, что у нас есть, и тем самым обеспечить им светлое и устойчивое будущее.
Владимир Бураков, Председатель Центрального совета Партии Пенсионеров