Заместитель Председателя Центрального совета Партии пенсионеров, генерал-майор внутренней службы в отставке Владимир Ворожцов выступил в эфире Радио-Комсомольская правда и ответил на вопросы журналистов о причинах кадрового дефицита в системе Министерства внутренних дел, а также рассказал о предложениях, способных изменить ситуацию к лучшему.
Он отметил, что согласно официальным данным со службы в Министерстве внутренних дел России ежемесячно увольняется от трех до пяти тысяч сотрудников. Чтобы полнее понять масштабы текучести кадров в ведомстве достаточно знать, что эти цифры равняются количественному составу среднестатистического областного Управления внутренних дел.
Образно говоря, ежемесячно службу покидает целое Управление внутренних дел одного из субъектов Российской Федерации.
Безусловно, на смену им приходят новые сотрудники. Однако надо понимать, что сразу стать равноценной заменой невозможно. На это требуется время. Да и в количественном отношении их намного меньше, чем увольняющихся.
Показательно, что наиболее остро кадровый дефицит ощущается среди участковых инспекторов полиции. Их недоукомплектованность в некоторых регионах оценивается специалистами на уровне 90%. Иными словами, один действующий участковый вынужден работать еще за девятерых.
Однако и в этих условиях МВД России работает и выполняет свои задачи. Но с каким запасом прочности?
По мнению Владимира Ворожцова, отмечая причины текучести кадров, прежде всего следует обратить внимание на невысокий, по сравнению с некоторыми другими ведомствами силового блока, уровень материального обеспечения.
Проблематичность сегодняшней ситуации еще и в том, что что в новом бюджете Российской Федерации на ближайшие 3 года повышение денежного довольствия сотрудников полиции не предусмотрено. Далее Владимир Ворожцов обратил внимание ведущего эфира, что совсем недавно министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов в своем выступлении в Совете Федерации заявил, что сотрудники полиции в целом получают высокие зарплаты. И даже предложил решать проблему их денежного довольствия методом «тришкиного кафтана» - отбирать у одних и добавлять другим.
- Честно говоря, после этого заявления у меня сложилось впечатление, что министр финансов плохо понимает, в какой стране он живет и как живут рядовые граждане. – отметил Владимир Ворожцов.
Говоря о среднестатистическом уровне зарплат сотрудников полиции, следует понимать, что у кого-то денежное содержание и может быть на уровне 90 тысяч рублей в месяц, но в регионах зачастую не выше 40–50 тысяч рублей. Это в три раза меньше среднего заработка, например, доставщика пиццы.
Ситуация усугубляется еще и тем, что действующее законодательство не разрешает субъектам Российской Федерации доплачивать сотрудникам полиции из региональных бюджетов. Например, раньше регионы имели возможность доплачивать участковым инспекторам, приобретать для них служебное жилье. Ныне они лишены этой возможности.
Очевидно, что любой сотрудник полиции видит, что он может спокойно перейти, например, на работу в частное охранное предприятие, где и зарплата будет выше, и нагрузка значительно ниже.
Плюс он имеет возможность заключить контракт на участие в выполнении задач Специальной военной операции. И тогда уровень его материального обеспечения вырастет в несколько раз. Пока же зачастую они стоят на одних и тех же блокпостах, но со столь разным денежным содержанием.
Помимо низкого уровня материального обеспечения сотрудников полиции, следует сказать и об излишней забюрократизированности работы полицейских. Многие из них жалуются на огромное количество ненужной писанины, бесконечное составление отчетов и бумаг.
Затем Владимир Ворожцов рассказал журналистам, что, когда министром внутренних дел стал Владимир Колокольцев он собрал интеллектуальную элиту российских криминологов и инициировал разработку документа под названием Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации.
Сегодня, оценивая реальное положение дел, системный и комплексный характер существующих проблем, впору вновь создавать рабочую группу и готовить уже Дорожную карту дальнейшего выживания, поскольку в нынешних финансовых и экономических условиях Министерству внутренних дел предстоит очень непростое функционирование.
Безусловно, накопленный за многие годы потенциал российской полиции долгое время позволял всем нам рассчитывать на то, что она и в самых сложных условиях справится с любыми задачами. Однако нельзя эти процессы пускать на самотек. Полиции надо помогать. Для этого следует вести диалог с законодателями, с исполнительной властью, всеми институтами гражданского общества.
Только комплексный и системный подход в организации деятельности Министерства внутренних дел способен оказать действенную и эффективную помощь сотрудникам полиции.
Безусловно, самый надежный способ борьбы с текучестью кадров – это повышение уровня материального обеспечения сотрудников полиции.
Еще одним значимым направлением деятельности по сохранению кадров могло бы стать решение жилищного вопроса. Убежден, что важным фактором, способным привлечь и удержать сотрудников полиции может стать система социального долгосрочного найма жилья. Ценность этого предложения состоит в том, что по мере достижения определенного стажа работы в органах внутренних дел сотрудник получает гарантию безвозмездного перевода жилья в собственность.
Следующий важный момент заключается в необходимости дебюрократизировать работу полицейских. Необходимо, чтобы они занимались выполнением своих прямых обязанностей, а не превращались в обычных делопроизводителей.
В ходе беседы Владимир Ворожцов также ответил на вопрос ведущего о целесообразности привлечения на службу в органы внутренних дел людей с судимостью.
Он отметил, что раньше все граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, проходили специальную и тщательную проверку. Отсутствие судимости было обязательным условием. Сейчас, по-видимому, ситуация сильно меняется и потому от безысходности появляются предложения о возможности принятия на работу не только в полицию, но и в ФСИН, службу судебных приставов, МЧС, людей, имеющих судимость.
Надо понимать, что преступления по статьям 115 и 116 – это дела частного обвинения, а 128 статья – клевета тоже не относятся к тяжким преступлениям против государства и личности. Поэтому появляются предложения о том, чтобы осужденные ранее по этим статьям имели возможность работать в полиции.
Однако, надо понимать, что количество осужденных именно по этим статьям, скорее всего, весьма незначительно и потому серьезно рассчитывать на ощутимое пополнение кадрового состава органов внутренних дел за их счет не следует.
Убежден, что вопросы кадрового обеспечения МВД России должны стать важным элементом отдельной общегосударственной программы, как бы против этого не возражали представители Министерства финансов.