ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПОСТРОЕНИЯ МИГРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ.
Кто осмыслит весь комплекс миграционной проблематики?
В России сегодня работают десятки научно-исследовательских институтов и центров, в том числе академических, бодро занимающихся вопросами демографии, народонаселения, межнациональными отношениями, сравнительным страноведением и т.п.
Однако ни один специалист не смог назвать мне и трех изданных за последние десятилетия, действительно квалифицированных научных исследований по вопросам проблемы миграции в России. Тем самым авторы многочисленных инициатив чаще всего обречены оставаться на уровне эмоциональных и, нередко, популистских концепций.
Необходим и прогноз мировых и региональных миграционных процессов на ближайшие тридцать – пятьдесят лет, с учетом тенденций конфликтности, как военно-политической, так и конфессиональной, экономических и климатических тенденций.
Без научного осмысления и прогнозирования динамики существующих сегодня в миграционной сфере процессов, без механизмов стратегического планирования, самые добрые и искренние усилия обречены на провал.
Миграционная политика Российской Федерации обязана быть, прежде всего, научно обоснованной, опирающейся на принципы стратегического планирования, направленной на обеспечение баланса между национальной безопасностью, социальной справедливостью и экономической целесообразностью, позволяющей создавать условия для комфортной адаптации и интеграции некриминальных мигрантов, обеспечивая одновременно реальные конкурентные преимущества для наших соотечественников.
Национальная безопасность, социальная справедливость и экономическая целесообразность – вот те основы, на неразрывном единстве которых она и должна строиться.
Миграционная система России должна обязательно быть комплексной и системной: любые демагогические призывы не могут разрушать ее целостность.
На основе научно обоснованной концепции миграционной политики необходимо скорейшее формирование эффективной миграционной системы, включающей в себя принципиально новую правую базу, современную систему управления всей сферой миграционной деятельности, информационную и воспитательную работу с мигрантами, критерии и систему контроля за процессами, протекающими в данной сфере, ее декриминализацию и декоррупциолизацию.
Заслуживает отдельного обсуждения структура управления миграционными процессами как системного и комплексного образования: наряду с очередным органом исполнительной власти возможно рассмотрение концепции создания особого межведомственного Комитета, по аналогии с атомным проектом во главе с Л.П.Берия, во главе с заместителем Председателя Правительств Российской Федерации.
Необходимы не отдельные поправки в локальные правовые акты, а системная программно-целевая переработка значительного массива всего российского законодательства.
Существенной ошибкой законодателей было бы сосредоточение внимания только на переработке норм миграционного права. Российская общественность в первую очередь ожидает от них скорейшего комплексного анализа всей нормативной базы, регулирующей вопросы правого положения иностранных граждан и получения гражданства. Речь должна идти как о соответствующих поправках в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Административный и Административно-процессуальный, Гражданский, Налоговый кодексы, кодекс гражданского судопроизводства, в трудовое, семейное, наследственное, жилищное, нотариальное и ряд других отраслей права, включая правовое регулирование образования и медицинского обслуживания.
Конечно, данный подход не исключает возвращение к повторному рассмотрению тех девяти, ранее вносившихся законопроектов по вопросам миграции, которые не были рассмотрены, либо были отклонены Государственной Думой.
Изменения в законодательстве должны быть неразрывно связаны со всей российской правоприменительной практикой.
Необходима существенная трансформация всей правоохранительной деятельности в отношении мигрантов, построенная на принципах нулевой терпимости, и обеспечивающая полное единство требований и критериев деятельности органов внутренних дел, системы исполнения наказаний, следственных органов, прокуратуры и судов. Произведенные изменения в законодательстве, связанном с мигрантами, обязаны немедленно определяться и разъясняться ведомственными нормативными актами, решениями соответствующих коллегий, желательно совместных, а также пленумами Верховного Суда.
Недопустимо, когда при одних и тех же правовых нормах Следственный комитет, Генеральная прокуратура России и МВД России имеют принципиально разные трактовки конкретных деяний.
В период существования в МВД России таких подразделений, как региональные управления по борьбе с организованной преступностью МВД России, в каждом из них обязательно существовали специальные отделы по борьбе с этнической преступностью, имевшие соответствующие базы данных и специально подготовленные кадры. Однако данные подразделения в свое время были внезапно расформированы.
Поэтому отдельной программой должна быть специализированная подготовка соответствующих профессиональных кадров для всех правоохранительных и судебных органов.
Особое место в данном процессе должны стать вопросы информационной работы правоохранительных органов и спецслужб, прежде всего в закрытых сегментах миграционной среды.
Необходимо полностью исключить давление так называемых диаспор на правоохранительную деятельность.
Законотворчество должно стать действительно коллективным, а не сводиться к позиции одного из юридических центров, занимающегося написанием проектов законов.
Депутатам Государственной Думы пора, наконец, занять принципиальную позицию, в том числе и посредством твердого выражения своей позиции на Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности, организации специальных парламентских слушаний и открытых заседаний комитетов при обсуждении проектов миграционных нормативных актов, на которые поступают отрицательные отзывы Правительства Российской Федерации.
К сожалению, в сфере разработки миграционного законодательства до сих пор отсутствует практика разработки и принятия конкретных решений (постановлений) комитетов Государственной Думы (по аналогии с недавно принятом в Совете Федерации решении по неотложным мерам по обеспечению деятельности органов внутренних дел).
НЕОБХОДИМО, НАКОНЕЦ, РЕАЛИЗОВАТЬ ВВЕДЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕДИНОГО ДОКУМЕНТА – «КАРТЫ ИНОСТРАНЦА». В СИЛУ РЯДА ПРИЧИН ДАННАЯ ЗАДАЧА НЕ РЕШАЕТСЯ УЖЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ТРИДЦАТИ ЛЕТ.
В отношении комплексного контроля лиц, въезжающих на территорию Российской Федерации, опираясь на опыт ряда зарубежных государств, например, Объединенных арабских эмиратов, необходимо:
- разработать и внедрить единый электронный документ – «КАРТУ ИНОСТРАНЦА», подтверждающий личность любого гостя нашей страны.
В том числе для мигранта он должен содержать результаты сданных им экзаменов на знание языка и культуры России и медицинских анализов, содержащий необходимый комплект его антропометрических данных, строго контролирующий в электронном виде вопросы его регистрации по месту пребывания, оплаты налогов, штрафов, алиментов и платежей, оформленные на него СИМ карты, иные действия, в том числе гражданско-правые и нотариальные, осуществляемые мигрантом в период пребывания на территории Российской Федерации;
Целесообразно установить исчерпывающий и обязательный для исполнения в несудебном порядке перечень деяний, за которые мигрант подлежит обязательной высылке за счет залога или сбора, который каждый из въезжающих должен платить при пересечении границы российской Федерации.
МЕХАНИЗМЫ И УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ПРЕДМЕТОМ ВСЕРОССИЙСКОЙ ДИСКУССИИ И РЕАЛЬНО ОДОБРЕНЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫМ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ.
Ошибки в вопросах предоставления российского гражданства социально и исторически намного более опасны, чем многие общие миграционные проблемы. Еще больше данные риски обостряют механизмы двойной самоидентификации лиц, недавно и очень легко ставших нашими соотечественниками.
Вот почему вопросы и порядок предоставления гражданства Российской Федерации должны быть внимательно обсуждены гражданами нашей страны, в том числе в ходе общероссийской дискуссии, стать важной патриотической компонентой общественной жизни.
По оценкам ряда специалистов в области миграции, крайне незначительное количество лиц, получающих в последние десятилетия гражданство Российской Федерации, действительно соответствовали критериям соотечественника.
В целях декоррупциолизации данной сферы необходимо максимально строго и конкретно прописать критерии, дающие право на получение российского гражданства, включая требования к соответствующим экзаменам.
КАКИЕ ЯЗЫКОВЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ КРИТЕРИИ ПРИМЕНЯТЬ К СОИСКАТЕЛЯМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ?
Хотя современная Федеративная республика Германия вряд ли может послужить нам примером в миграционном законодательстве, можно, однако вспомнить их требования тридцатилетней давности к этническим немцам – переселенцам из бывшего СССР. Знание немецкого языка было обязательным, причем ценились не знания, полученные в школе и институте: важно, подчеркивали власти ФРГ, чтобы вы говорили на немецком языке у себя дома, в семье.
Вот почему вместо примитивного заполнения многочисленными соискателями российского гражданства клеточек тестов в режиме худшего варианта ЕГЭ, целесообразно установить, что он обязан владеть знаниями в объеме не ниже ученика 8 класса. Соответственно основным отчетным документом для него должно стать СОЧИНЕНИЕ, электронная версия которого и будет храниться в его электронном паспорте (КАРТЕ ИНОСТРАНЦА).
ПРОБЛЕМА НЕВЛАДЕНИЯ РУССКИМ ЯЗЫКОМ ПРИ ОБЩЕНИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ДОЛЖНА БЫТЬ СНЯТА НА НОРМАТИВНОМ УРОВНЕ.
Соответственно, Уголовно-процессуальный, иные кодексы и нормативные акты должны в обязательном порядке предусматривать, что лицо, успешно сдавшее экзамен по русскому языку при получении российского гражданства, обязано в ходе общения с представителями правоохранительных органов, следствия и дознания общаться только на русском языке.
Если ему вдруг окажется необходим переводчик, то он имеет право, обеспечивая себе необходимый уровень защиты прав человека, обеспечить его себе за собственный счет, как и все остальные расходы на перевод.
БЫЛО БЫ ОЧЕНЬ ЛЕГКО ПЕРЕЛОЖИТЬ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ ТОЛЬКО НА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ.
Важно добиться того, что вопросы реализации миграционной политики должны стать единым, взаимосвязанным, основанным на стратегическом планировании, при жесткой системе показателей и критериев персональной ответственности комплексом системных мер, которые единовременно и непротиворечиво обязаны реализовывать муниципальные органы, власти субъектов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти всех без исключения отраслей деятельности, прежде всего в сферах образования, просвещения, культуры и искусства. Здравоохранения, социальной защиты.
Стране нужна современная, научно обоснованная, конкретная, эффективная миграционная система, обеспечивающая ее настоящее и надежно защищая ее будущее.