На главную

Владимир Ворожцов: правовая оценка деяний мигрантов должна быть еще более строгой и основываться на принципе нулевой терпимости

Поддерживая ключевые идеи участников широкой общественной дискуссии по поводу актуальных направлений совершенствования действующего миграционного законодательства, Партия пенсионеров считает необходимым обратить внимание на то, что многие острые проблемы, вызывающие недовольство наших граждан, будут сняты в случае адекватного реагирования правоохранительных органов на преступные деяния гостей нашей страны. Более того, мы убеждены, что правовая оценка деяний мигрантов должна быть еще более строгой и основываться на принципе нулевой терпимости.

Только при таком подходе мы обеспечим единство прав граждан и создадим условия для решения одной из самых злободневных проблем в жизни современной России, - заявлял заместитель Председателя Центрального совета Партии пенсионеров Владимир Ворожцов в ходе работы научно-практической конференции ведущих отечественных экспертов в области внутренней и внешней политике, а затем в прямом эфире на Радио Комсомольская Правда.

В своих выступлениях Владимир Ворожцов отмечал, что одной из основных причин негативного отношения граждан к отдельным действиям мигрантов оказывается ситуация, когда они посредством преимущественно группового поведения, взаимопомощи и координации действий, действуя под прикрытием со стороны нередко криминально-лоббистских структур, чаще всего именуемых диаспорами, оказываются в особой социально-правовой ситуации и в результате им зачастую предоставляется возможность безнаказанно совершать деяния, обычно недопустимые с точки зрения законов и устоев нашей страны, и за которые коренные жители обычно получают реальное наказание.

Имея четкое понимание алгоритма действий по решению проблем, связанных с миграцией, Партия пенсионеров предлагает кардинально изменить отношение правоохранительных органов к такому явлению, как как некая этнически-конфессиональная группа людей, известная как диаспора.

Когда мы анализируем вопросы, связанные с диаспорами, то благодаря усилиям некоторых «специалистов» часто происходит элементарная подмена понятий.

В классическом понимании социологов диаспора – это социально-культурное, культурно-историческое и, может быть, конфессиональное объединение определенных групп людей, проживающих вне региона их происхождения. Действительно возможна ситуация, когда выходцы с одной территории, носители одного языка и обычаев, не конфликтуя с местными жителями объединяются для того, чтобы глубже изучать культуру своего народа, развивать свои традиции, то любое нормальное государство будет только приветствовать и поддерживать такие объединения.

Однако, совсем другое дело, когда диаспора приобретает свое второе, весьма социально опасное значение. Мы видим, что в ряде регионов диаспоры – это криминально, конфессионально, финансово, а иногда и идеологически сплоченные группы, во многом построенные на принципах организованного преступного сообщества, да еще и с коррупционным проникновением в органы государственной власти.

В этом случае зачастую приходится говорить о диаспорах как группах, которые в состоянии по звонку в течение двух-трех часов собрать от двухсот до пятисот человек, в том числе вооруженных, для оказания воздействия на оппонентов, а также на происходящие в регионе процессы.

И говорить о том, что на подобные диаспоры под предлогом сохранения межнационального единства не следует обращать внимание общественности, правоохранительных органов и спецслужб, абсолютно ошибочно и опасно.

Более того, надо понимать, что такое понятие как «диаспора» фактически отсутствует в уголовном, уголовно-процессуальном и административном кодексах, других правовых документах, ибо представляет собой исключительно социокультурное явление.

Поэтому, в определенных условиях не предусмотренное законом «привлечение» представителей тех или иных «диаспор» для «решения вопросов» на уровне конкретных сотрудников правоохранительных органов в ситуации, когда у противоположной стороны своих диаспор нет, по сути может трактоваться как нарушение конституционных прав равенства граждан перед законом.

Поэтому не только нормальных людей, но и правоведов настораживают ситуации, когда некоторые представители правоохранительных органов говорят, что мы начали расследование преступления и к нам «пришли представители диаспоры, мы привлекли представителей диаспор». Так это кто к вам пришел: общественные защитники или элементы криминального давления?

Сам факт ссылки на то, что диаспора в той или иной степени в конечном счете непосредственно принимает участие в правоохранительной деятельности – это в определенной степени нарушение норм российского законодательства. И такую практику необходимо в обязательном порядке искоренить, - отмечал в своих выступлениях Владимир Ворожцов.

Еще одна очевидная проблема, не позволяющая эффективно решать вопросы с криминальным поведением мигрантов, состоит в том, что Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства в нашей стране весьма гуманны для лиц, не владеющих, либо якобы не владеющим русским языком, фактически предоставляя им значительные процессуальные преимущества.

Они дают возможность новому гражданину Российской Федерации, «успешно» сдавшему экзамен по русскому языку, неожиданно заявлять представителю следствия о том, что он внезапно «забыл» русский язык и ему требуется переводчик. Получается, что когда он получает паспорт и гражданство, то русским языком владел уверенно. Однако давать показания на следствии и в суде о своих деяниях без переводчика он не может.

А что такое вызвать переводчика? Практика показывает, что уже в первом квартале каждого года средства, выделяемые на перевод, у многих правоохранительных органов заканчиваются. Переводчиков же надо найти, оплачивать их работу, а это значительно усложняет работу правоохранителей, затягивает следствие. Поэтому иногда проще закрыть дело, чем последовательно доводить его до конца.

Партия пенсионеров считает, что если человек имеет недавно полученное гражданство России и он подтвердил его, сдав экзамен на знание русского языка, то в случае требования предоставить ему переводчика, он должен быть признан лицом, приобретшим гражданство незаконно, и лишен российского гражданства. В таком случае возможен и законодательно определенный отказ в переводчике, либо найм переводчика подозреваемым или обвиняемым за свой счет.

Далее Владимир Ворожцов рассказал о принципиальной позиции Партии пенсионеров, согласно которой Прокуратура России должна в обязательном порядке проводить дополнительную проверку, в том числе и в аспекте виктимологии, всех расследуемых дел, сторонами которых являются представители разных этнических групп, если как минимум одна из них состоит из мигрантов, с последующим специальным заключением, которое подлежит рассмотрению и утверждению прокурором субъекта федерации. Должен быть жесткий и ясный контроль за ходом и результатами такого рода расследования.

Групповые преступления, совершенные людьми разных этнических групп из числа мигрантов, даже не относящиеся к особо тяжким, необходимо своевременно ставить на особый контроль и в обязательном порядке докладывать о причинах и условиях его породивших главе региона, а также о предпринятых мерах. Это важное средство и для уменьшения влияния коррупции на уровне низовых чиновников, в том числе со стороны местных властей и правоохранительных органов.

Сами по себе национальные и конфессиональные различия конфликтов и групповых нарушений общественного порядка не порождают. Главная проблема – в реагировании государства на происходящие процессы: как не предварительном уровне, так и в плане своевременности и решительности его действий на этапе зарождения будущего преступления.

В целом следует понимать, что все основные конфликты, катализатором которых становятся этнические факторы, возникают потому, что власти и правоохранительные органы своевременно не обеспечивают равенство всех перед законом, независимо от этнической принадлежности правонарушителей, - отмечал в своих выступлениях Владимир Ворожцов.